Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Почему рекордный урожай привел к росту отпускных цен на яблоки Потребительские товары, 09:12 Успех фитнес-центров: что учесть, чтобы не провалиться Услуги, 13 дек, 17:57 Различий нет: Анастасия Бородина — о психологии начальников и подчиненных HR, 13 дек, 16:58  Просто спросите эксперта: наем продавцов и руководителей в ретейле HR, 13 дек, 16:28 Матери-основательницы: как сеть детсадов выручает ₽200 млн на билингвах Услуги, 13 дек, 16:26 Музыкальные технологии: на чем можно заработать. Дайджест иностранных СМИ IT, 13 дек, 15:59 Что ждет бизнес от закона о цифровых финансовых активах Право, 13 дек, 15:03 Стопроцентный рост: с какими показателями FMCG покоряет онлайн Потребительские товары, 13 дек, 14:00 Регион избалованных кандидатов: как нанять сотрудников в Азии HR, 13 дек, 12:56 Как «ПИК-Индустрия» использует принципы McDonald's и Uber на стройке Строительство, 13 дек, 11:55 Почему большинство онлайн-сервисов так и не запускается IT, 13 дек, 10:57 Как Chanel собралась одолеть гигантов рынка элитных часов — Bloomberg Маркетинг, 13 дек, 10:06 Как лейбл из XIX века приспосабливается к «цифре» IT, 13 дек, 09:12 Открыть бизнес в новой стране: пять советов эксперта платежной отрасли Интернет-торговля, 13 дек, 07:45
 
0 
Восемь проблем: какими опасностями для бизнеса чреваты проекты ГЧП
Право
Партнерство бизнеса с государством — штука заманчивая, но и оно несет в себе риски. «РБК Pro» изучил судебную практику по спорам и конфликтам, которые разыгрались в связи с реализацией проектов государственно- и муниципально-частного партнерства в России

Государственно-частное партнерство в России началось с масштабных мегапроектов стоимостью в сотни и десятки миллиардов рублей (платные трассы, аэропорты), но постепенно перешло на уровень инвестиций в сотни (автовокзалы, небольшие участки автодорог, школы, больницы, котельные) и десятки миллионов (детские сады, скверы, пешеходные зоны). При этом чем ниже по иерархии госорганов опускался этот формат сотрудничества, тем больше у властей и у бизнеса возникало споров и претензий друг к другу по самым разным вопросам. «РБК Pro» изучил все эти споры и выявил основные проблемы, с которыми сталкиваются участники проектов ГЧП.

Проблема 1. Два в одном

По словам экспертов в сфере ГЧП, один из самых сложных вопросов, с которыми сталкиваются сегодня концессионеры, — это вопрос организации и проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в случае участия на стороне концедента двух субъектов РФ.

Наталья Дятлова, партнер Maxima Legal:

«При строительстве трамвайных путей, пролегающих по территории двух субъектов РФ, все чаще применяется модель ГЧП. При прочтении действующего законодательства следует вывод, что в случае участия двух публично-правовых образований на стороне концедента возможно проведение совместного конкурса, но с каждым из них концессионер заключает отдельное концессионное соглашение. Но субъекты РФ не отваживаются брать на себя риск проведения совместного конкурса, ведь его результаты, скорее всего, будут оспорены в суде по причине заключения единого концессионного соглашения с концессионером. При этом банки, финансирующие данный транспортный проект, тоже не готовы брать на себя риски и финансировать такой проект».

По словам эксперта, из-за этой проблемы реализация таких межрегиональных проектов приостанавливается еще на стадии организации конкурса, и в итоге чаще всего инфраструктурный объект строится с применением иных механизмов финансирования, как правило через механизм государственных закупок.

По словам старшего юриста «Григорьев и партнеры» Александра Ланчева, одним из дискуссионных вопросов сегодня также является возможность замены стороны концессионера по основаниям, прямо не указанным в законе.

Закон «О концессионных соглашениях» предусматривает четыре таких основания:

  • с согласия концедента без изменения условий соглашения;
  • в случае реорганизации концессионера;
  • если концессионер нарушил условия соглашения, можно провести повторный конкурс и выбрать нового концессионера;
  • по решению госпартнера, если неисполнение условий соглашения концессионером влечет нарушение существенных условий концессии или может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.

«Зачастую обе стороны концессионного соглашения хотят заменить концессионера, но их не устраивает ни один из предложенных законом вариантов, — говорит Ланчев. — В этом случае мы пока видим только одну возможную схему, которая, впрочем, исполнима лишь при тесном взаимодействии и согласии обеих сторон партнерства. Реализуется она в два этапа: сначала меняются условия концессионного соглашения, чтобы создать право концедента на немотивированное решение о смене концессионера. Затем проводится новый конкурс — на право занять место старого концессионера с полной компенсацией расходов такового, понесенных им в ходе реализации проекта ГЧП».

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ