Восемь проблем: какими опасностями для бизнеса чреваты проекты ГЧП
Государственно-частное партнерство в России началось с масштабных мегапроектов стоимостью в сотни и десятки миллиардов рублей (платные трассы, аэропорты), но постепенно перешло на уровень инвестиций в сотни (автовокзалы, небольшие участки автодорог, школы, больницы, котельные) и десятки миллионов (детские сады, скверы, пешеходные зоны).
При этом чем ниже по иерархии госорганов опускался этот формат сотрудничества, тем больше у властей и у бизнеса возникало споров и претензий друг к другу по самым разным вопросам. РБК Pro изучил все эти споры и выявил основные проблемы, с которыми сталкиваются участники проектов ГЧП.
Проблема 1. Два в одном
По словам экспертов в сфере ГЧП, один из самых сложных вопросов, с которыми сталкиваются сегодня концессионеры, — это вопрос организации и проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в случае участия на стороне концедента двух субъектов РФ.
Наталья Дятлова, партнер Maxima Legal:
«При строительстве трамвайных путей, пролегающих по территории двух субъектов РФ, все чаще применяется модель ГЧП. При прочтении действующего законодательства следует вывод, что в случае участия двух публично-правовых образований на стороне концедента возможно проведение совместного конкурса, но с каждым из них концессионер заключает отдельное концессионное соглашение. Но субъекты РФ не отваживаются брать на себя риск проведения совместного конкурса, ведь его результаты, скорее всего, будут оспорены в суде по причине заключения единого концессионного соглашения с концессионером. При этом банки, финансирующие данный транспортный проект, тоже не готовы брать на себя риски и финансировать такой проект».
По словам эксперта, из-за этой проблемы реализация таких межрегиональных проектов приостанавливается еще на стадии организации конкурса, и в итоге чаще всего инфраструктурный объект строится с применением иных механизмов финансирования, как правило через механизм государственных закупок.
По словам старшего юриста «Григорьев и партнеры» Александра Ланчева, одним из дискуссионных вопросов сегодня также является возможность замены стороны концессионера по основаниям, прямо не указанным в законе.
Закон «О концессионных соглашениях» предусматривает четыре таких основания:
- с согласия концедента без изменения условий соглашения;
- в случае реорганизации концессионера;
- если концессионер нарушил условия соглашения, можно провести повторный конкурс и выбрать нового концессионера;
- по решению госпартнера, если неисполнение условий соглашения концессионером влечет нарушение существенных условий концессии или может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.
«Зачастую обе стороны концессионного соглашения хотят заменить концессионера, но их не устраивает ни один из предложенных законом вариантов, — говорит Ланчев. — В этом случае мы пока видим только одну возможную схему, которая, впрочем, исполнима лишь при тесном взаимодействии и согласии обеих сторон партнерства. Реализуется она в два этапа: сначала меняются условия концессионного соглашения, чтобы создать право концедента на немотивированное решение о смене концессионера. Затем проводится новый конкурс — на право занять место старого концессионера с полной компенсацией расходов такового, понесенных им в ходе реализации проекта ГЧП».