РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Почему предпринимателю нужен трекер: пять причин

Менеджмент Статьи РБК
Дмитрий Колосков, бизнес-трекер, инвестор, рассказал о том, кто такой трекер и зачем он нужен топ-менеджменту крупных компаний

Многих могут вдохновить кейсы экспертов, которые построили бизнес на том, что рассказывают, как строить бизнес. Но когда ты построил компанию с оборотом хотя бы более 500 млн руб. в год, всегда найдется, что рассказать этим экспертам самому. Если со «стеклянным потолком» менеджмента мотиваторы еще могут помочь справиться, то собственнику сильного бизнеса для роста нужно что-то более фундаментальное. Управленцам в этом случае нужен универсальный специалист со стороны для решения насущных проблем роста, этакий мистер Вульф из «Криминального чтива», который эффективно устраняет проблемы с наименьшими затратами.

Трекер как профессия

Трекер — ментор и специалист по кратному росту. Проводник, навигатор, эксперт, консультант и коуч. Коллекционер проблем и методов их решений. Совесть, наблюдатель, вдохновитель. Этот специалист формирует трек для достижения цели.

Трекер — это человек с опытом и связями, который может применять бизнес-практику и свои кейсы к конкретным обстоятельствам, при этом оценивая картину полностью.

Впервые об этой профессии заговорили в 2013 году, когда акселератор ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) начал массовый набор технологичных стартапов, и понадобились люди, способные помочь этим стартапам развиваться. В 2015 году Атлас новых профессий включил трекера в список 100 наиболее перспективных специальностей ближайшего будущего. Уже сейчас трекеры работают в акселераторах «Сколково», ФРИИ и корпоративных акселераторах. В 2019 году Институт практической психологии НИУ ВШЭ совместно с частным университетом Right Track запустили годовую программу обучения для трекеров. Но главное для трекера не сертификат, а реальный опыт в бизнесе, аудите, продуктовом менеджменте и решении задач масштабирования. Этому учатся много лет в реальных условиях бизнеса.

Опытный трекер диагностирует бизнес и помогает создать целостную систему, которая ведет компанию к кратному росту. Сейчас в России насчитывается несколько сотен трекеров. Их методики применяются и в стартапах, и в зрелых компаниях, когда корпорация достигает потолка и начинает искать драйверы роста. Трекер работает как стратег, систематизатор, продуктолог, корпоративный психолог, а иногда и частный инвестор в одном лице. Гонорар бизнес-трекера, как и его эффективность, зависит от разницы в стоимости компании до и после начала сотрудничества. Поэтому такой специалист напрямую заинтересован в росте вверенного ему бизнеса.