Материал раздела Основной
Весной 2016 года Ши Юйчжу, глава крупного китайского разработчика онлайн-игр «Цзюйжэнь ванло» («Гигант»), весьма озадачил своих сотрудников. На общем собрании трудового коллектива он заявил, что отныне его компания будет придерживаться «волчьей корпоративной культуры». «Волчья культура» состоит из четырех основных элементов. В первую очередь сотрудники должны осознать, что их работодатель существует в условиях постоянного кризиса — «волк всегда боится голодной смерти». Осознание опасности ведет к использованию всех шансов, которые предоставляет рынок, — «нос волка всегда должен быть чуток». Сотрудники «Цзюйжэнь ванло» должны быть агрессивны в конкурентной борьбе — «волка не нужно учить охотиться». И наконец, нельзя перекладывать ответственность друг на друга — «загоняя быка, волчья стая понимает друг друга с полуслова».
Впрочем, еще до того, как новая корпоративная культура принесла плоды, сотрудники «Цзюйжэнь ванло» смогли на собственной шкуре понять, что она из себя представляет. Ши Юйчжу уволил 133 управленца из 160 работавших в компании, вполовину сократил количество отделов, а также отказался от вертикальной иерархии, пересадив всех сотрудников в один большой офис-студию. Вслед за этим среди китайских бизнес-аналитиков и пользователей социальных сетей началась широкая дискуссия, насколько приемлема такая рационализация.
Не побоявшийся принять радикальное решение предприниматель не скрывал, что к нововведениям его подтолкнул разговор с основателем Alibaba Group Джеком Ма — в то время непререкаемым авторитетом в вопросах построения корпоративной культуры. Хотя глава крупнейшего китайского онлайн-ретейлера никогда не утверждал, что в компании из Ханчжоу существует «волчья культура», он решительно выступал за борьбу с зайчиками — сотрудниками, которые не приносят пользы компании. «Если ты волк и пытаешься изловить зайца, то не своди с него глаз. Раз хочешь его поймать, можешь измениться сам, но нельзя менять свою цель», — вспоминали слова экс-главы компании его коллеги.