Материал раздела Основной

Как Илону Маску удалось построить завод в Китае за 168 дней

Несмотря на сложные отношения США и Китая, Илон Маск умудрился в рекордные сроки построить завод Tesla в Китае. Кроме того, он договорился с властями Поднебесной о выгодных льготах и исключениях, на которые раньше могли надеяться только местные компании
Илон Маск (в центре) и мэр Шанхая Йонг Ин (справа)
Илон Маск (в центре) и мэр Шанхая Йонг Ин (справа) (Фото: Qilai Shen / Bloomberg)

В конце 2019 года первая собранная в Китае Tesla Model 3 сойдет с конвейера завода Tesla в Шанхае. Похоже, это станет редким случаем, когда известному своей необязательностью генеральному директору Tesla Илону Маску наконец удастся соблюсти амбициозный дедлайн.

Весь прошлый год Маск провел на «военном положении». Он сражался то с представителями американской комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям (из-за слишком активного использования Twitter), то с британским дайвером (которого Маск незаслуженно обвинил в педофилии). Тем временем дела предпринимателя в Шанхае обстояли куда лучше. В октябре Государственная электросетевая корпорация Китая провела первую линию электропередачи к новому заводу. Правительственное новостное агентство «Синьхуа» сообщает, что у Tesla ушло всего 168 дней (или около шести месяцев) на то, чтобы пройти путь от получения разрешений на строительство до проведения электричества на абсолютно новый завод. «Даже по меркам Китая это очень быстро», — удивляется аналитик рейтингового агентства Morningstar Иван Су. Маск уверяет, что завод в Шанхае к концу этого года будет выпускать не меньше 1 тыс. машин в неделю. Калифорнийское предприятие Tesla не один месяц пытается добиться такой же производительности.

Компания неспроста обратила внимание именно на Китай. Несмотря на 25-процентные пошлины на импорт, Поднебесная остается вторым крупнейшим рынком сбыта для Tesla, отстающим только от США, зато опережающим Норвегию и Нидерланды. Но в США подходит к концу период государственного кредитования налогов на машины Tesla, а значит, интерес к ним, вероятно, будет постепенно угасать. В Китае же были приняты законы, повысившие цены на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Это еще больше подстегнуло спрос на электрокары.