РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Тарас Демура

Лукавство тренда: критики пакетного туризма на самом деле хотят того же

Туризм Клиентский сервис Статьи РБК
Самостоятельный туризм принято противопоставлять пакетному. Инструменты, которые помогают людям избежать посредников, в последнее время бурно развиваются. Но со стороны не видно: то, к чему движутся современные ИT-платформы, — тоже пакетный туризм

В своей предыдущей колонке я упоминал, что на туристическом рынке будущего победу будут праздновать те, кто научатся строить бизнес на стыке технологий и компетенций. Главная дискуссия в отрасли сегодня крутится именно вокруг этой задачи: турбизнес владеет контентом — глубокими знаниями о продукте и о клиентах, а платформы — технологиями, но мало знают о клиентах, и подчас ничего — о продукте. Если робот ошибется и закачает данные не про отель «Фиалка», а про отель «Ромашка», этого никто не заметит до тех пор, пока люди не начнут жаловаться.

Cегодня я бы хотел поговорить об одной массовой иллюзии. Те, кто сейчас противопоставляют себя пакетному туризму, который, якобы, устарел и испытывает кризис, если детально разобраться, сами стремятся к тому же самому: удобно «упаковать» разнообразные компоненты будущего тура, проинформировать клиента обо всех нюансах, чтобы он получил именно то, что хочет, и вернулся еще не раз.

Даже разрозненные «организаторы авторских туров», которые собирают в соцсетях небольшие группы, уже поняли, что нуждаются и в правовом статусе, и в качественной дистрибуции. При этом туристы, которые распробовали вкус самостоятельных путешествий, также осознали, что организация поездки — трудоемкая задача, в которой компетентные советы совсем не лишние.

Откуда что берется

Начнем с того, что любое количество услуг (отель, перелет, экскурсия, билет в музей и т.п.), приобретенное одним и тем же заказчиком даже на разных ресурсах, — это уже пакетный тур. Вопрос только в том, кто эти компоненты создал и объединил, и кто за них отвечает.

Как происходило раньше? Туроператор ставил чартеры в какую-либо страну, перспективную для развития выездного туризма. Также он заранее выкупал блоки мест в гостиницах, соблюдая баланс «земля» — «воздух» (количество кресел в чартерных программах или блоках регулярной перевозки с количеством зарезервированных комнат в отелях).

Далее он делал так называемый «предрасчет статического пакета»: вычислял стоимость всех своих чартерных рейсов на всю длину сезона и каждую дату вылета, цены на всю свою отельную базу, исходя из этого определял стоимость каждого пакета с учетом трансфера, страховки и других составляющих тура. Сделав это, публиковал прайсы на сайте. Так происходило два раза в год: перед летним сезоном и перед зимним.

Если в процессе оператор замечал, что турпродукт продается плохо, он делал перерасчет. Но по тому же — статическому — принципу: обновлял цены для всей линейки. И в какой бы момент турагент не пришел бронировать тур для своего клиента (большая часть туроператорских продаж происходят в b2b-сегменте), он видел ту же сумму. Это и был тот «традиционный» туризм, который массово существовал еще десять лет назад и за рубежом, и в России.

Динамика против статики

Сегодня развивается и становится все популярнее «динамическое пакетирование», так называемые GDS-туры.

Суть «динамики» в том, что с помощью ИT-решений специальные программы «тянут» данные одновременно из нескольких источников. Перелеты — из Amadeus, Sabre, «Сирена Трэвел» и т.п. (это глобальные дистрибутивные системы, работающие в секторе b2b), гостиничные номера — не только из собственной базы, но и из bed banks, так называемых «складов отелей», например, из HotelBeds (также поставщики услуг в секторе b2b), экскурсии — из Musement. Есть много разных поставщиков дополнительных услуг: билеты в театры, аренда автомобилей, трансферы, страхование.