РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Борис Дубов

Товар говорит сам за себя: как ретейлеры используют «умные» этикетки

Тара и упаковка Статьи РБК
Обычный стикер на упаковке может содержать много полезной информации, но он не способен рассказать о температуре или влажности, местоположении или химическом составе продукта. Для этих задач ретейлеры используют «умные» этикетки

По данным исследовательской компании IMARC, в 2018 году объем мирового рынка «умных» этикеток составил $6,6 млрд, а к 2024 году он увеличится вдвое и достигнет $13,2 млрд. При этом аналитики прогнозируют, что среднегодовые темпы роста будут превышать 12%.

«Умная» этикетка способна предоставлять расширенные сведения о статусе продукта, к которому она прикреплена. Такая маркировка может работать на базе химического индикатора или микрочипа. Самый известный пример — RFID-метки, которые наклеивают на товар, чтобы его нельзя было незаметно пронести через рамку на выходе из магазина.

По оценке аналитической компании Mordor Intelligence, «умные» этикетки наиболее широко используются в сферах ретейла, логистики и здравоохранения. Также эти решения применяются в пищевой и аэрокосмической промышленности, дата-центрах и библиотеках, при производстве автомобилей и в системах безопасности. Рассмотрим пять основных бизнес-задач, которые помогают решать «умные» этикетки.

1. Контроль свежести продукта

Маркировка с химическими индикаторами сообщает о том, какой продукт можно употреблять в пищу, а какой уже испортился. Это помогает ретейлерам лучше планировать списание товара и скидочные акции. Кроме того, так можно повысить лояльность покупателей, поскольку им больше не придется тратить время на поиск информации о сроке годности продуктов.

Это одна из самых дешевых разновидностей «умных» этикеток, поскольку в ней нет электронных компонентов. Такая этикетка крепится с внутренней стороны упаковки так, чтобы ее было видно через прозрачную пленку. Главная часть этикетки — индикатор. Он меняет цвет, когда повышается количество газов, выделяющихся при порче продукта, или появляются следы жизнедеятельности сальмонеллы, кишечной палочки и других опасных для здоровья бактерий. Активное покрытие этикетки состоит из натуральных компонентов и не вредит пище при контакте. В числе бизнес-структур, которые взяли эту технологию на вооружение, — Superior Farms, американский импортер телятины и ягнятины. Благодаря внедрению наклеек SensorQ эта компания смогла лучше отслеживать свежесть мяса при доставке из Австралии.

2. Контроль температуры при перевозках и хранении

«Умная» этикетка сообщит о том, поддерживался ли температурный режим при перевозке мяса, мороженого, медикаментов и другой продукции, чувствительной к условиям хранения. Такая маркировка меняет цвет при скачках температуры: чем светлее оттенок термочувствительных чернил, тем дольше товар лежал в тепле. Например, цвет этикетки покажет, подвергалась ли рыба разморозке на пути от производителя до прилавка. Эта технология прошла успешное тестирование в мексиканской сети супермаркетов Superama. Наклейки OnVu не только помогли покупателям выбирать самые свежие продукты и отслеживать их состояние при хранении дома. Некоторые покупатели даже спрашивали в магазине, есть ли возможность купить эту маркировку отдельно, для личных нужд.