Материал раздела Основной

Учет каждой мелочи: где ретейлеру искать утечки денег

Как учет помогает ретейлу повышать эффективность, и почему без него вы даже не догадываетесь, что и почему происходит в вашей компании, рассказывает Аскар Рахимбердиев, сооснователь и гендиректор сервиса «МойСклад»
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Хозяин небольшого кафе никак не мог понять, почему у него маленькая выручка: посетителей вроде бы было достаточно. Он решил учитывать стаканчики для кофе. В первый же месяц после этого выручка сильно выросла. Оказалось, обманывали продавцы: себестоимость кофе очень низкая, продавцы приносили свой кофе и продавали его, а выручку от продаж клали себе в карман. Учет брендированных стаканчиков сделал такую схему невозможной. Сейчас, конечно, везде есть кассы и с каждой покупки пробиваются чеки. Но учет всего и вся в вашем бизнесе, особенно в ретейле не потерял актуальность. Вот несколько примеров того, зачем ретейлеру учет.

1. Выявить неочевидных лидеров продаж

С помощью учета вы можете выявить те товары в ассортименте, которые приносят, например, наибольшую маржу. Результаты часто бывают неожиданными. Так, магазин одежды несколько месяцев не показывал рост. Инвестиции в продвижение не помогали, поэтому руководители решили сосредоточиться на продвижении самого ходового товара — чулочно-носочных изделий и белья. На всякий случай менеджер решил изучить продажи по всем товарным категориям и узнать прибыль по ним. Оказалось, что самая лучшая оборачиваемость с учетом хорошей наценки — в категории «жилеты». Было принято решение инвестировать в продвижение и увеличение закупок именно в эту категорию как самую рентабельную.

Аналогичный пример — владелец сети цветочных магазинов провел ревизию рентабельности по товарам, чтобы понять, каких цветов закупать больше. Но самым рентабельным товаром оказалась атласная лента, у которой закупочная цена 500 руб., а прибыль при этом 5 тыс. руб. Это намного прибыльней роз, поэтому продавцы сети стали активно предлагать покупателям упаковку. Так изменилась стратегия бизнеса сети.

2. Проводить инвентаризацию

Не самая очевидная польза инвентаризации — она помогает бороться с воровством. Воровство в рознице — одна из самых больших и больных проблем, особенно для магазинов с широким ассортиментом, в которых каждый день может быть украдена какая-то мелочь, а в конце месяца получаются крупные недостачи. Согласно данным исследования The Smart Cube и Checkpoint Systems «Глобальный барометр потерь в розничной торговле», опубликованного в 2015 году, годовые потери российского ретейла от краж сотрудников составляют около $3 млрд в год. Новых данных, к сожалению нет.