РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Благая цель тормозит: почему субсидии мешают промышленности развиваться

ТЭК Статьи РБК
Механизм межтерриториального перекрестного субсидирования за 25 лет своего существования стал дополнительной нагрузкой на бизнес, местами — чрезмерной. Алекс де Валухофф, генеральный директор Aggreko Eurasia, рассуждает, как можно решить проблему

Сегодня изолированные территории России и весь Дальневосточный федеральный округ получают поддержку за счет предприятий европейской части России, Урала и Сибири. Так работает механизм перекрестного субсидирования — льготных тарифов населению и стратегическим предприятиям в отдаленных регионах.

В итоге для бизнеса в ценовых зонах ОРЭМ (оптовый рынок электрической энергии и мощности, — «РБК Pro») стоимость электроэнергии растет быстрее, чем для физических лиц (в этом случае она обычно не превышает инфляцию).

Об этом уже не первый год говорят промышленники, недовольные неоправданно высокими тарифами и темпами их роста. Например, не так давно уральские предприниматели писали открытое письмо президенту, в котором жаловались на очередное резкое повышение цен.

Перекрестное субсидирование задумывалось как система защиты потребителей: в начале 1990-х годов государство переложило оплату части тарифа на предприятия. Это позволяло сдерживать рост цен на электроэнергию для населения. Сейчас эта изначально благая цель тормозит развитие не только предприятий, но и российской энергетики. Павел Завальный, глава отраслевого комитета Госдумы, сравнил этот механизм с пудовой гирей на ногах, которая «не дает отрасли не то что взлететь, а просто нормально двигаться вперед». В 2017 году, по оценкам Минэнерго, реальная величина перекрестного субсидирования в электроэнергетике составляла 368 млрд руб. В 2022-м эта цифра может вырасти до 417 млрд руб.

Как (не) работает механизм

Сегодня в России работает сразу несколько видов этого механизма:

  • перекрестное субсидирование между населением и прочими потребителями;
  • межотраслевое перекрестное субсидирование;
  • перекрестное субсидирование между регионами;
  • льготное технологическое присоединение.

С 2017 года начал действовать механизм снижения тарифов в Дальневосточном федеральном округе.

Объективная проблема ДФО — низкий уровень развития инфраструктуры. В некоторых изолированных районах, например, энергия вырабатывается с помощью привозного дизельного топлива. Это, разумеется, отражается на экономически обоснованном тарифе при относительно низкой энергоэффективности. Кроме того, ДФО лидирует по уровню потерь электроэнергии: в части районов там они составляют 10–16% при среднероссийском показателе 9,6%.

По данным VYGON Consulting, за 2017–2018 годы потребители ценовых зон ОРЭМ Урала, Сибири и европейской части РФ заплатили в пользу ДФО 59 млрд руб. Это компенсировало убытки местных энергокомпаний при административном снижении тарифов до среднероссийского уровня.

По результатам 2019 года целевой сбор с ОРЭМ в адрес ДФО может вырасти до 48 млрд руб. (+37%). Кроме того, планы «РусГидро» по модернизации тепловой генерации в регионе потребуют дополнительных трат. Этот шаг, по оценкам экспертов, может увеличить сбор до 90 млрд руб. А к 2025 году доля субсидии ДФО в средней конечной цене для потребителей ОРЭМ превысит 3%.

Как следует из отчета VYGON Consulting, в 2017 году только 13% субсидии (3,1 млрд руб.) пошло на снижение обоснованно высоких (7,3–100 руб./кВт·ч) тарифов в изолированных районах до уровня 7,2 руб./кВт·ч (это максимальная цена для промышленных потребителей в зонах ОРЭМ). Основная часть средств была потрачена на то, чтобы снизить тарифы еще сильнее. По прогнозу Ассоциации НП «Совет рынка» (регулятор рынка энергетики), за январь—ноябрь 2019 года на аналогичные цели будет потрачено около 32 млрд руб.