РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Антифрод и payment link: чего еще хочет современный бизнес от финтеха

Финансы IT Статьи Ecommpay
Артур Гоц, руководитель операционного департамента и отдела обслуживания клиентов Ecommpay, рассказывает о трендах финтех-рынка, которым бизнесу стоит следовать, чтобы соответствовать сегодняшним ожиданиям потребителей
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Увеличение скорости онлайн-расчетов, технологии, снижающие стоимость транзакций, и решения, позволяющие работать глобально, — таковы запросы со стороны бизнеса к финтех-рынку. Они и диктуют тренды.

Лакомая отрасль

В 2018 году рынок финтеха вырос на 12%, о чем говорит исследование Deloitte. Средняя численность сотрудников одной компании — 15 человек, средний возраст компании — три года.

Факторы, стимулирующие рост этого сектора:

  • активная деятельность со стороны регулятора, который создает необходимую инфраструктуру для автоматизации платежного процесса;
  • развитие торговых отношений с другими странами.

В мире и в России финтех по-прежнему считается лакомой отраслью и для инвестиций, и для стартапов (хотя закрывается при этом примерно каждая вторая компания). В 2018 году в сотню крупнейших мировых финтех-провайдеров попали российские «Диасофт», Luxoft и «БПЦ банковские технологии».

Если говорить о сегменте онлайн-платежей, то в банковской сфере лидер всем известен — это Сбербанк, с ним невозможно конкурировать по ставке.

Среди платежных систем большим спросом пользуются «Яндекс.Касса», QIWI и WebMoney. Скорее всего, в ближайшее время они сохранят свои позиции.

Вполне возможен рост спроса на услуги провайдеров, в том числе международных, которые предлагают подключиться к множеству платежных методов через единую интеграцию.

Тренд 1: желание покорять

Такая смена парадигмы обусловлена тем, что российский е-commerce, в том числе локальный бизнес, почувствовал насыщение местным рынком и теперь стремится выйти на глобальный уровень.

Западные компании выходят в Россию, Азию, Индию и Африку. Российские — стремятся во все упомянутые регионы и в Европу. Желание покорять новые территории меняет спрос и на услуги платежных провайдеров.

Компаниям, которые выходят на новые рынки, необходимо учитывать, что даже при повсеместном распространении интернета популярность онлайн-покупок в разных странах и регионах неоднородна. Например, около 70% жителей Японии для выхода в интернет используют компьютер, в Индонезии первое место занимает смартфон и т.п.

Чтобы работать на новом рынке, нужно полностью локализовать платежный процесс. Более того, нельзя просто взять и перенести работавшие у нас эквайринговые схемы без разработки новых стратегий. Поэтому спрос на услуги финтех-компаний растет, причем не только на подбор и настройку платежных технологий (подключение безналичного способа оплаты в каждой новой стране), но и на консалтинг, на помощь в открытии счетов в нужных банках, получении необходимых лицензий, создании юридического лица в других странах, на проверку на соответствие требованиям международных платежных систем.

Но пока только у каждой пятой российской компании есть продажи в ЕС, у 16% — в Азии и у 15% — В США. Такая статистика отражает и наши наблюдения: все больше запросов поступает на выход в эти регионы, а также в страны СНГ.

Еще один тренд, который частично обусловлен гибкостью e-commerce-бизнеса, — компании начинают предлагать смежные услуги, напрямую не связанные с их основной деятельностью. Например, таксомоторные компании начинают заниматься доставкой еды, аренда самокатов становится дополнительным сервисом для каршерингов и т.п. Это восходящий тренд. В дальнейшем мы будем наблюдать, как все больше компаний, принимая решения о расширении бизнеса, станет отталкиваться не от своих ключевых продуктов и компетенций, а от привычек потребителей. Результат, возможно, окажется слегка разрозненным, но зато удовлетворит больше нужд клиентов разных категорий.

Тренд 2: желание делиться

Привычка современного потребителя, которую точно нужно принимать во внимание, — желание делиться и делить, в том числе оплату. Эксперты McKinsey предсказывают, что к 2025 году половина мировой экономики будет задействована в совместных моделях потребления, а сама шеринговая экономика вырастет в десять раз.