РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

10 неочевидных плюсов обязательной маркировки

Ретейл Статьи РБК
Илья Полесский, директор по развитию бизнеса компании DTG (ГК «Ланит»), рассказал о преимуществах введения обязательной маркировки

Обязательная маркировка потребительских товаров в системе «Честный знак» набирает обороты — сигареты уже маркируются, идут эксперименты по фотоаппаратам, велосипедам, шинам, духам, товарам легкой промышленности, молоку. С 1 октября 2019 года маркировка стала обязательной для лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий. На очереди такие рыночные «хиты», как кресла-коляски и — не побоимся этих слов — сигариллы и биди (тонкие азиатские сигареты. — «РБК Pro»).

Если посмотреть на отчеты и новости оператора системы, можно увидеть положительную динамику роста числа участников проекта и успешное завершение экспериментов. Однако за внешним позитивным фоном стоит решение множества проблем, которые возникают при внедрении новой технологии. И зачастую частный опыт тех, кто вынужден менять устоявшиеся процессы, может быть очень ярким примером, насколько сложна маркировка для бизнеса.

Мы не будем становиться ни на одну, ни на другую сторону. Маркировка действительно не может решить системные проблемы — рост цен, падение потребительского спроса и улучшение предпринимательского климата в стране. Как партнеры ЦРПТ мы видим плюсы во внедрении обязательной маркировки. И хотим рассказать о возможностях, которые пока не очевидны даже тем, кто уже внедрил data-matrix-код на свои товары.

1. Будем (больше) играть по-честному

Известный факт, что треть кроссовок, продающихся на территории России, являются поддельными. Сокращение серого рынка — одна из главных целей проекта обязательной маркировки и именно здесь стоит искать первую выгоду от запуска системы. Рост конкуренции среди участников, работающих в одинаковых условиях, является привлекательной целью, для которой в России довольно сложно создать условия. Маркировка — один из первых позитивных шагов.

2. Получим инструмент для цифрового маркетинга

В понимании потребителя маркировка — код на товаре. В понимании участника оборота товаров — код, который сопровождает товар от момента производства до выбытия из оборота. В этот термин — «выбытие из оборота» — и упирается цепочка в нынешней смысловой матрице маркировки.

Краеугольный камень понимания возможностей, доступных каждому участнику, находится в самом цифровом коде маркировки товара. Уникальный data-matrix-код может стать носителем не только обязательной государственной информации, но и носителем любой другой информации, который бренд или производитель захочет передать потребителю. В руках бренда теперь есть ключ к самой коммуникации, ведь код уникален и относится к единице конкретного товара.

Понятнее станет на примере. «Честный знак» выпустил для потребителей приложение, где можно проверить подлинность товара. Что мешает бренду выпустить свое приложение, которое точно так же будет считывать уникальный код, но выдавать не сухое подтверждение легальности товара, а к примеру, кешбэк за покупку? Реализовать такие сценарии можно уже сейчас. Такие данные будут браться не из государственной системы, а из товароучетной системы производителей.

Код маркировки, нанесенный на товар, становится «транспортом» коммуникации с потребителем. Если бренды и производители найдут мотивацию, чтобы побудить потребителей сканировать коды, то они получат доступ к данным о своей целевой аудитории и возможность строить совершенно новые взаимоотношения с клиентами.

3. Научимся (ценой жертв) считать рентабельность

Большинство компаний, которые критикуют внедрение маркировки, — частные магазины или небольшие сети, которым приходится вносить множество изменений в бизнес-процессы. Для выполнения требований системы «Честный знак» приходится закупать оборудование для маркирования, сканеры кодов, лицензии на программы. Каждый проходит этот путь по-своему и за свою цену: некоторым нужно докупать оборудование, но в целом принтеры и сканеры, которыми пользуется большинство компаний, справятся.