РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Угроза телевидению: как стриминг захватывает рынок

Маркетинг Статьи Mail.ru Group
За 20 лет стриминг прошел путь от развлечения для геймеров, которые в прямом эфире проходят компьютерные игры, до рынка объемом более $10 млрд. Как устроен этот рынок, рассказывает Анастасия Байгушева, руководитель проекта DonationAlerts
Фото:James MacDonald / Bloomberg
Фото: James MacDonald / Bloomberg

В третьем квартале 2018 года международный разработчик телевизионных и телекоммуникационных решений Streamlabs оценивал рынок стриминга в $10,1 млрд и прогнозировал рост по итогам текущего года еще на $3 млрд. Рекламодатели пробуют новый инструмент продвижения, интегрируя свои продукты в трансляции успешных стримеров. Говорить о революции пока рано — они делают это очень осторожно, но у блогеров точно есть повод для беспокойства.

По данным SuperData, в 2017 году аудитория одних лишь геймеров превышала аудитории HBO, Netflix, ESPN и Hulu вместе взятые и насчитывала 666 млн человек. А параллельно с игровыми стримами активно развиваются и другие направления: IRL (In Real Life — любая трансляция, где не играют в видеоигры), DIY (Do It Yourself), образовательные стримы и др. Да и публичные личности стремятся заполучить свой кусок пирога и тоже стримят много и с удовольствием.

Как выглядит рынок стриминга в России

Результаты исследования* DonationAlerts и ResearchMe показали, что в Рунете почти половина пользователей (44%) смотрят стримы или стримят сами. В то же время большинство зрителей (42%) в таком формате привлекают реализм и возможность общаться с автором в режиме реального времени. Это то, что принципиально отличает стримеров от видеоблогеров: последние монтируют свои ролики, зрители лишены возможности взаимодействовать с ними в режиме онлайн. С таким утверждением можно поспорить, указав на то, что блогеры также проводят прямые эфиры на разных площадках, но для стримеров это основной формат, а для видеоблогеров нет. Последние пока только учатся проводить прямые эфиры. Возможно, с ростом рынка стриминга некоторые из них переквалифицируются, но пока примеры таких успешных перевоплощений можно пересчитать по пальцам.

Три самых популярных формата стримов

53% опрошенных время от времени смотрят игровые стримы;

40% — прямые эфиры публичных личностей (звезд, блогеров);

35% — трансляции новостей, программ и телепередач.

При этом стримы геймеров больше интересуют мужскую аудиторию, в то время как женщины отдают предпочтение IRL-стримам (любая трансляция, где не играют в видеоигры) известных людей и друзей, а также активнее смотрят образовательные и DIY-стримы (о макияже, фитнесе, кулинарии, hand made и т.д.).

Среди площадок лидерство в мире удерживают Twitch и YouTube. По данным разработчика ПО для стримеров StreamElements, в 2018 году на Twitch зрители посмотрели 9,36 млрд часов видео, а на YouTube Gaming — 2,3 млрд часов. При этом стриминговый сервис YouTube в прошлом году вырос на 104% по сравнению с 2017-м.

Активно развивается платформа Microsoft Mixer, куда не так давно перебрался с Twitch известный стример Ninja: в 2018 году она продемонстрировала еще более впечатляющий рост, чем сервис YouTube, — на 179%. Появляются и новые игроки в русскоязычном сегменте рынка.

Зрители не только смотрят, но и платят

Российские зрители не просто смотрят стримы, но и не против платить за это. Практически каждый третий (30%) опрошенный уже хотя бы раз платил за просмотр стримов, а 47% выразили готовность делать это. Средняя сумма, с какой не жалко расстаться пользователям, — 703 руб. 

В то же время лишь треть стримеров (35%) считают нормальным зарабатывать на своих трансляциях, а 19% признались, что им стыдно брать за это деньги. Тем не менее в той или иной степени монетизируют трансляции 54% стримеров.

В Институте исследования интернета доходы российских стримеров по итогам 2018 года оценили в 4 млрд руб. (без учета рекламы), а ежегодный рост рынка — в 30–35%.