Не экономия, а инновации: как оптимизировать расходы предприятия
Бережливое производство в российском машиностроении
Было бы ошибкой считать, что привычные модели работы производственных комплексов, заложенные еще в эпоху индустриализации, не поддаются новым подходам. Глобальная трансформация системы управления процессами, изменившая организацию производств крупнейших мировых корпораций, доступна и для отечественных производителей.
Концепция бережливого производства, впервые внедренная еще в 60-е годы прошлого века на заводах Toyota, довольно легко, хоть и с оговорками, масштабируется для любого предприятия реального сектора экономики в любой стране мира. Ее основное преимущество в том, что 80% работы по изменению системы управления производством приходится на организационные меры и только 20% составляют инвестиции.
Бережливое производство (англ. lean production) основано на ценности конечного продукта с точки зрения потребителя, а за основу берется не себестоимость, а цена. Иными словами, если предприятие выпускает и продает канцелярские скрепки, покупателю не важно, кто их делает, как они складируются, перевозятся и проходят проверку качества, а значит, он не обязан платить за все эти процессы и сопутствующие им расходы производителя. Следовательно, именно эти статьи расходов и нуждаются в оптимизации.