Тим О'Рейли — РБК: «Рынки — первый взбунтовавшийся искусственный разум»

Инновации IT Интернет-торговля Статьи РБК
Создатель концепции Web 2.0 рассказал, как улучшить законы с помощью алгоритмов, объяснил, почему современная экономика враждебна человеку, и призвал не бояться системы социального рейтинга, хотя от нее и надо избавляться
Тим О'Рейли
Тим О'Рейли (Фото: David Paul Morris / AP)

Кто такой Тим О'Рейли

Он основатель и генеральный директор O’Reilly Media — одной из самых известных в мире компаний, специализирующихся на обучении программированию. В 1993 году компания Тима О’Рейли создала первый в мире коммерческий сайт с рекламой партнеров, на которую можно было кликать (через два года он был продан AOL). В 1999 году инвесткомпания O’Reilly Ventures инвестировала в Pyra Labs, разработавшую одну из первых в мире платформ для блогинга — сервис Blogger (позже платформу купил Google). 

«Интернет становится глупее, а не умнее»

— В середине 2000-х вы были одним из создателей концепции Web 2.0. Смысл этого понятия как-то изменился за 15 лет его использования?

— Web 2.0 был феноменом, связанным с конкретной эпохой. После краха доткомов в 2000 году все думали, что вебу конец. А мы сказали: «Нет, он возвращается! Нужно посмотреть на интернет-компании, которые выжили, и определить, чем они отличаются от компаний первого поколения». Это был в каком-то смысле анализ исторического момента. В то время я видел, что выжившие имеют несколько ключевых характеристик. Большинство из них применяли то, что сейчас называется big data. Они постоянно улучшали свое программное обеспечение и использовали то, что сейчас известно как облачные вычисления, то есть платформа, на которой они работали, находилась в интернете, а не на персональном компьютере.