РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Тим О'Рейли — РБК: «Рынки — первый взбунтовавшийся искусственный разум»

Инновации IT Интернет-торговля Статьи РБК
Создатель концепции Web 2.0 рассказал, как улучшить законы с помощью алгоритмов, объяснил, почему современная экономика враждебна человеку, и призвал не бояться системы социального рейтинга, хотя от нее и надо избавляться
Тим О'Рейли
Тим О'Рейли (Фото: David Paul Morris / AP)

Кто такой Тим О'Рейли

Он основатель и генеральный директор O’Reilly Media — одной из самых известных в мире компаний, специализирующихся на обучении программированию. В 1993 году компания Тима О’Рейли создала первый в мире коммерческий сайт с рекламой партнеров, на которую можно было кликать (через два года он был продан AOL). В 1999 году инвесткомпания O’Reilly Ventures инвестировала в Pyra Labs, разработавшую одну из первых в мире платформ для блогинга — сервис Blogger (позже платформу купил Google). Протест Тима О'Рейли против попытки основателя Amazon Джеффа Безоса запатентовать технологию покупки в один клик, без которой невозможно представить современные интернет-магазины, привел к реформам в американском патентном праве. В начале 2000-х годов О’Рейли входил в советы директоров MySQL AB и Macromedia. Известен как один из создателей концепций Web 2.0 и открытого программного обеспечения. В 2010 году журнал Inc. назвал его «оракулом Кремниевой долины». 1 октября Тим О’Рейли выступил на форуме EdCrunch в Москве.

«Интернет становится глупее, а не умнее»

— В середине 2000-х вы были одним из создателей концепции Web 2.0. Смысл этого понятия как-то изменился за 15 лет его использования?

— Web 2.0 был феноменом, связанным с конкретной эпохой. После краха доткомов в 2000 году все думали, что вебу конец. А мы сказали: «Нет, он возвращается! Нужно посмотреть на интернет-компании, которые выжили, и определить, чем они отличаются от компаний первого поколения». Это был в каком-то смысле анализ исторического момента. В то время я видел, что выжившие имеют несколько ключевых характеристик. Большинство из них применяли то, что сейчас называется big data. Они постоянно улучшали свое программное обеспечение и использовали то, что сейчас известно как облачные вычисления, то есть платформа, на которой они работали, находилась в интернете, а не на персональном компьютере.

Сейчас все это общее место. Компании реализуют все, что я имел в виду, говоря о Web 2.0, и идут дальше. Например, почти завершен переход к пользованию интернетом через мобильные устройства. Развивается интернет вещей — с ним не все просто, но «умные» устройства обрастают связями друг с другом, их работа оставляет цифровой след. Появляются новые способы использования этих данных, на их основе разрабатывается искусственный интеллект. Мы находимся на пути создания новых гибридных систем.

— Каковы перспективы развития искусственного интеллекта?

— Я думаю об ИИ иначе, чем другие. Для многих он специальный набор технологий программирования, инструментов, позволяющих сделать машины «думающими». Для СМИ и публики ИИ — это истории из научной фантастики про самостоятельные машины, которые делают работу лучше людей. Для меня главная черта этой технологии в том, что мы создаем системы, которые являются гибридами людей и машин. Они уже повсюду. Например, Google — это симбиоз людей и программ. Сотрудники компании пишут алгоритмы, но эти программы не могли бы работать, если бы не огромное множество людей за стенами компании, которые пользуются сервисами и дают обратную связь. С Facebook то же самое. С Uber и «Яндекс.Такси» та же история. На складах Amazon люди и машины исполняют сложный «танец», чтобы посылка была доставлена вам в день заказа. Большие данные и облачные вычисления не привязаны к какому-то месту, поэтому взаимоотношения людей и машин стали совсем другими, чем во времена, когда человек обязан был сидеть за компьютером, чтобы взаимодействовать с программами.