Материал раздела Основной

Страна «разливаек»: как нужно трансформировать алкорынок РФ. Часть 2

Независимый эксперт рынка алкоголя Иван Безденежных рассказал о том, как алкомаркеты влияют на поведение потребителей, а также о том, какая модель алкогольного рынка будет оптимальной для России

В прошлой статье эксперт рассказал об историческом опыте жесткого регулирования алкогольного рынка в странах со схожей с российской моделью потребления. А также объяснил, почему введение сухого закона в России не имеет смысла.

Зачем регулировать рынок

Регулирование на таком специфическом рынке, как алкогольный, должно преследовать три взаимосвязанные цели.

Первая цель — финансовая. Насколько государство нуждается в «пьяных» деньгах, насколько зависит от акцизных сборов и следует ли их повышать (или можно сократить)?

Вторая цель — санитарная. Какими мерами можно максимально оградить потребителя (речь в основном о бедном и социально не очень благополучном потребителе) от вреда здоровью, который наносят суррогаты и злоупотребление?

Третья цель — культурная. Какими мерами возможно изменение потребительского поведения в лучшую сторону? И речь не только о сокращении объемов выпитого. Очень важно, что, где и как выпивает потребитель.

Эти три цели не отменяют общих вопросов и не избавляют от расстановки приоритетов, которые возникают при регулировании любого рынка. Как меры регулирования скажутся на отрасли и участниках рынка, кого нужно поддержать, а кого, наоборот, придержать? В благом деле трезвости и культуры нельзя забывать про экономику и бизнес.

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
Интенсивы 5 дней

Акцизы на алкоголь: повышать или понижать

Начнем с простого и приятного — с денег. Нынешний бюджет беспрецедентно профицитный и, пожалуй, как никогда в истории не зависит от акцизов на алкогольные напитки. За восемь месяцев 2019 года профицит консолидированного бюджета составил почти 4 трлн руб. На этом фоне даже внушительные миллиарды акцизных сборов на алкоголь выглядят скромно.

Акцизы повышались в последний раз в 2017 году. Сейчас уже ясно, что с 2020 года ставки будут выше. Резкий рост акцизов на крепкий алкоголь сильно повышает риск потребления суррогатов, поэтому их увеличение запланировано «всего» на 6%.

Сейчас минимальная розничная цена (МРЦ) на водку составляет 215 руб., запланированная цена на 2020 год — 230 руб. за бутылку. Рост скромный. В правительстве очень осторожно относятся к идее сильного повышения МРЦ на коньяк (правильнее: так называемый коньяк и местный бренди). Повышение с 388 до 450 руб. за бутылку отвергается. Хотя именно дешевый и, скажем прямо, не самый качественный «коньяк» неплохо чувствует себя на рынке в последние годы, продажи растут.

Традиционно повышается акциз на пиво. Хотя уже сейчас розничная цена пива в России сопоставима с ценой в странах Восточной Европы. Бутылка пива у нас, в Литве и Польше стоит примерно одинаково — около €1. При этом зарплаты у соседей все-таки выше.

Наиболее значительное повышение акцизов в 2020 году ожидается на вино: с 18 до 31 руб. за литр. При этом отменяются налоговые льготы для российских виноделов. Прогнозируется, что розничные цены повысятся на 15–20%. Вино медленно, но верно превращается в предмет роскоши.

Между тем уникальная возможность не думать о фискальных интересах дает шанс существенно и в лучшую сторону повлиять на структуру потребления. Опережающим темпом можно повышать акцизы на водку, дешевый «коньяк», дорогой импорт. Можно оставить ставку для пивоваров, поддержать небольшие производства, ввести пониженную ставку на «легкое» пиво (до 3,5% алкоголя). Можно смело снизить акцизы и импортные пошлины на вино и виноматериалы. Поддержать российских виноделов.

Россия вполне готова принять доступное столовое вино местных производителей. Замещение относительно дорогого крепкого алкоголя доступным вином и пивом — этап, который проходили все страны так называемого северного типа.

Сетевые ретейлеры или государственная монополия

Где перемены требуются, так это в системе розничных продаж алкоголя. В последние годы специализированные сети алкомаркетов показали феноменальный рост.

На конец 2018 года одна только сеть «Красное и белое» насчитывала 7,335 тыс. магазинов, а за текущий 2019 год открылось еще 950 точек. Выручка сети за 2018 год выросла на 43,3%, что существенно больше, чем в среднем по ретейлу. Продуктовые сети стараются не отставать и пересматривают свою ассортиментную матрицу в алкоголе в сторону удешевления и упрощения.