РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Аркадий Волож: «креативненький» сервис без клиентов не должен жить

Менеджмент Статьи РБК
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож не боится захвата искусственного интеллекта, любит эксперименты и считает знание математики одним из важнейших умений сегодня. Он сравнивает запуск проектов с сельским хозяйством и не относится к работе как к хобби
Аркадий Волож
Аркадий Волож (Фото: Андрей Любимов / РБК)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых неординарных зарубежных и отечественных предпринимателях и топ-менеджерах и тех принципах управления бизнесом, людьми и собственной жизнью, которым они следуют.

Аркадий Волож — сооснователь и генеральный директор группы компаний «Яндекс».

В 2019 году занимает 68-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России, по версии Forbes. Его состояние оценивается в $1,4 млрд.

Предприниматель в душе

Аркадий Волож считает себя не лучшим административным руководителем и говорит, что в душе он предприниматель. Во внутренние процессы «Яндекса» он давно уже погружен не в той степени, как это выглядит со стороны, — и рад этому. Вести административную работу, управлять большой компанией и одновременно думать о расширении бизнеса сложно. Волож больше занимается поиском новых моделей развития компании и «коллекционирует» людей.

Его жизнь никогда не крутилась вокруг денег. По его мнению, у людей два вида деятельности: они производят добавочный продукт и они производят любовь. Добавочный продукт меняет что-то во внешней жизни — например, при строительстве дорог, домов, вкручивании лампочек. А любовь может проявляться в любом виде — в семье, музыке или при написании книги. Несмотря на то что эти векторы переплетены, (дорогу тоже нужно строить с любовью), это очень разные векторы. И у каждого человека они выражены в разной пропорции. В семье Воложа, по его словам, он в большей степени производит добавочный продукт.

Неудачные эксперименты

В бизнесе основатель «Яндекса» выступает за конкуренцию и равные условия игры. Только в конкуренции можно обеспечить качество и развитие. У производителей должен быть равный доступ к пользователю, а у всех пользователей должна быть свобода выбора.

Волож активно поддерживает культуру экспериментов — маленьких проектов с выделенным на них отдельным ресурсом. Даже несмотря на то что большая часть подобных проектов, возможно, закроется, и вообще никогда не угадаешь, что полетит, а что нет. Каждый успешный продукт «Яндекса» — это один удачный эксперимент из десяти.

Работа не хобби

Волож уже давно не относится к тому, чем занимается, как к работе в привычном понимании слова или как к хобби, это кусок жизни. По его мнению, работа — это то, что ты делаешь для пропитания, хобби — для удовольствия. А еще есть то, что ты просто не можешь не делать. Это и есть занятие.