Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно
Анна Кудрис

Китайский туризм: почему меньше на самом деле лучше

Туризм ВЭД Статьи Акулы пиара
Цифры не врут: турпоток в Россию из Китая растет стремительно. Но толку от этого не так много, а ущерб только предстоит оценить

Восторг от статистики — либо глупость, либо искреннее заблуждение. Эта формула подходит к ситуации с ростом числа туристов из Китая в России лучше, чем банальное «статистика — ложь». По поводу цифр — тут все действительно точно. Едут ведь не из Ярославля в Казань по второстепенным дорогам и не сами россияне: пограничный контроль дает исчерпывающие данные.

Соответственно, рапортуем: в 2019 году первые шесть месяцев принесли нам на 24,5% больше туристов из Китая, чем в тот же период годом ранее (данные офиса Visit Russia на основе сведений ФМС и ФПС РФ). Почти на столько же (на 20%) увеличилось число китайских туристов — членов организованных групп. К декабрю в абсолютных значениях оно достигнет 1,5 млн человек.

Деньги проходят мимо России

Оценить, сколько туристы из Китая тратят в нашей стране на сувениры и ширпотреб, невозможно. Кто-то может возразить, что есть же ЦУМ с рекламой на китайском языке и его обороты, но это не показатель.

Туристов из Китая много. Но обеспеченных людей, которые едут к нам за условно дешевым люксом, совсем немного. Основная часть этого миллиона с лишним — настоящие «красные» туристы, пенсионеры и люди предпенсионного возраста, у кого нет ни лишних денег, ни даже желания их расходовать вне организованных туров.

Вот что нам важно знать сегодня о китайском турпотоке: вне музеев, театров, достопримечательностей и других мест концентрации культуры группы не отклоняются от заранее специально проложенных маршрутов. Построены они таким образом, что люди питаются, размещаются и даже покупают сувениры лишь в местах, тесно связанных с их соотечественниками. То есть живут нередко в полуподпольных и сугубо «китайских» гостиницах. Обедают в столовых, работающих по такой же схеме. Сувениры выбирают в магазинчиках, где из российского только ассортимент. Хотя, говорят, часть матрешек уже производят в том же Китае, а потом завозят к нам. То есть программы передвижения организованных групп устроены так, что отдых в пионерском лагере со строгим распорядком дня покажется вольным выездом к бабушке в деревню.

С развитием электронных платежей такой расклад гарантированно проводит львиную долю денег мимо России. Они рассчитываются по ссылкам через Aliрay. Делают предоплаты еще перед поездкой. То есть более 1 млн туристов физически находятся у нас, но тратить продолжают у себя дома.