Материал раздела Основной
Дмитрий Кучеров

Какой продакт-менеджер нужен вашему бизнесу и где его найти

Какими компетенциями должен обладать продакт-менеджер? Почему он необходим компании? И где искать такого специалиста, если в вузах на него не учат?

Всегда ли компания нуждается в продакт-менеджере? Задумывающийся об этом владелец бизнеса должен в первую очередь ответить на вопрос, что из себя представляет продукт, который он продает. Зачастую ответ не столь очевиден.

Например, для поддержания операционной деятельности в ретейле прежде всего нужны логисты, закупщики, рекламщики, торговый персонал, сильные кадровики, готовые справиться с большой ротацией. Возможно, нужен бренд-менеджер. А острая необходимость в продакт-менеджере, на первый взгляд, отсутствует, если понимать продукт в узком смысле — как объект продажи. На деле, в частности в продовольственном ретейле, продуктом является не еда, а формат (бизнес-модель, инфраструктура, логистика), благодаря которому успешность продаж не зависит от того, что продавать, пиццу или мясные блюда. Что уж говорить о классических производственных и торговых компаниях, где продакт-менеджеры — неотъемлемая часть бизнес-структуры.

Существует мнение, что продакт-менеджер не нужен, если в компании идеально выстроены бизнес-процессы, благодаря чему все отделы — закупки, R&D (от англ. Research and Development — исследования и разработки), производство, логистика, маркетинг и реклама, продажи и сбыт — работают как часы. Однако именно продакт-менеджер является заказчиком и, по сути, владельцем продукта — Product Owner, как его называют западные школы. Он видит всю цепочку — от идеи до вывода на рынок — и контролирует каждый этап этого пути. Ему необходимо не просто знать, чем занимаются другие подразделения, их цели, задачи, KPI и технологии управления, но и самому хорошо разбираться в смежных областях. 

У продакт-менеджера широкая зона ответственности. Это специалист, который управляет жизненным циклом продукта, понимает, когда продуктовую линейку нужно перезапустить, обновить или репозиционировать, лучше всех в компании знает целевую аудиторию и ее потребности, определяет, какими характеристиками должен обладать продукт и инициирует его улучшения. Можно сказать, что продакт-менеджер находится на стыке предпринимательской функции, глубоких знаний продукта и драйверских амбиций.

Российская специфика