РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Еда по спецзаказу: как ЗОЖ видоизменит массовое производство продуктов

Пищевая промышленность Инновации Маркетинг Статьи РБК
Кастомизация товаров идет все дальше, и сфера продуктов питания не исключение. Кто-то не ест мясо, кто-то сахар, кто-то не переносит лактозу и т.д. РБК Pro разобрался, как должно будет измениться производство продуктов, чтобы угодить всем
Фото: Brendon Thorne / Bloomberg
Фото: Brendon Thorne / Bloomberg
Традиции потребления постоянно меняются, а вместе с ними меняются и системы производства продуктов питания. Появление крупных ретейлеров и торговли в открытом доступе в свое время привели к консолидации производителей и росту производства продуктов с длительным сроком хранения. Сегодня уже другая задача — запросы потребителей становятся все более индивидуальными, меняются под влиянием тенденций ЗОЖ, городского образа жизни, социальных факторов. Явно, что системы производства продуктов питания придется менять, причем это будет происходить еще и под влиянием новых технологий, которые становится легче внедрять под небольшие группы потребителей.

Ирина Нагайцева, представитель Ассоциации «Руспродсоюз»

«Производители готовы вкладываться в новые уникальные продукты, интересные потребителю. Крупные пищевые компании имеют собственные акселерационные программы для стартапов, развивающих свои проекты в сфере продуктов питания и напитков, собственные RND-центры и т.п. Ключевая цель этих проектов — новые вкусы, форматы и технологии».

К примеру, запрос на ЗОЖ уже влияет на традиционное производство продуктов, начиная с сельского хозяйства. Можно выделить три основных тренда:

  • рост спроса на растительную пищу;
  • сокращение потребления сахара;
  • охота за полезными продуктами.

Рассмотрим влияние каждого подробнее.

Спрос на растительную пищу

Еще недавно люди не подозревали о вреде красного мяса или непереносимости лактозы, но сегодня сокращение потребления животной пищи становится трендом. Растительные заменители перестают быть нишевыми продуктами, а становятся все более массовыми.

По данным исследования Nielsen и PBFA, в 2018 году рынок растительных продуктов США вырос на 20%, при том что в 2017 году рост составлял всего 8%. Самый резкий рост произошел в сегменте заменителей молочных продуктов — сыров, йогуртов, мороженого и пр. Растительное молоко на американском рынке занимает уже около 15% рынка. В Европе оно тоже уже традиционно стоит на полках в магазинах рядом с обычным в холодильнике и выпускается под Private Label сетей.