РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Роман Кумар Виас

Стресс-сценарий: как будут жить маркетологи без Facebook и Google

Маркетинг Статьи РБК
Есть два основных сценария развития интернета в России: негативный и все остальные. Мы можем пойти по пути Китая. Власти заблокируют Google и Facebook, что послужит толчком к развитию местных поисковиков, сервисов и соцсетей. Но я верю во второй сценарий

Сценарий № 1: пессимистичный

В России есть всего два основных сценария развития интернета: негативный и все остальные. Начнем с негативного, ведь, как бы мы ни ждали лучшего, где-то на подкорке мы все равно готовимся к тому, что может случиться очередной коллапс. Будет ли это связано с безопасностью данных, митингами или еще какими-то событиями — не столь важно. В любом случае, вооружившись законом об изоляции интернета, власти могут заблокировать Google и Facebook. В этом случае, насколько мне известно, даже VPN не поможет: многие сайты в нашей стране просто перестанут работать. И хотя часть блокировок можно будет обойти, для широкой аудитории выход в «общий» интернет будет закрыт.

Такое уже произошло в Китае и КНДР, и мы видим, что, например, китайцам удалось успешно заменить все популярные западные сервисы — у них есть собственные поисковики, соцсети и прочее, полностью подконтрольные государству и практически неизвестные за пределами страны (вы, например, что-то слышали о соцсети WeChat, китайском твиттере Sina Weibo или форуме Baidu Tieba?). Если Россия пойдет по этому пути, то вся аудитория из Facebook, Instagram и Google, скорее всего, вернется в соцсети «ВКонтакте» и «Мой мир», на поисковики Mail. ru и «Яндекс». Для российских рекламных площадок это будет большим выигрышем. А вот для маркетологов такая ситуация окажется огромным вызовом, ведь рекламные кабинеты Google и Facebook по возможностям во много раз превосходят все российские аналоги. Возможно, это подтолкнет рынок к развитию, но первые полгода привлекать новую аудиторию будет непросто: люди должны будут осознать и смириться с тем, что у них нет иного выбора, кроме как зарегистрироваться в «Одноклассниках» или «ВКонтакте». Там же придется вести деловые аккаунты. Рост бизнеса, для которого важны интернет-каналы, замедлится примерно на год. Часть предпринимателей, не выдержав такого вмешательства, скорее всего, уедут из страны. В такой сценарий верить не хочется. Поэтому я готовлюсь к другой истории.

Сценарий № 2: более близкий к реальности

Для начала, интернет продолжит методично убивать традиционное телевидение. Это неизбежно. Я уверен, что телевидение обречено, потому что массовая аудитория уже сегодня делает выбор в пользу персонализированного качественного контента на YouTube. Компании постепенно урезают бюджеты на телевизионную рекламу.