Аналитики НИУ ВШЭ подготовили доклад «Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2019 года».
Ключевые отраслевые тенденции
- Уверенность предпринимателей, которые работают в сфере услуг, в III квартале немного выросла.
- В ходе опроса предприниматели в основном давали негативные оценки изменения основных показателей деятельности организаций по сравнению с предыдущим кварталом.
- Ожидания респондентов на IV квартал 2019 года можно охарактеризовать как умеренно оптимистичные.
- Сфера услуг остается в зоне позитивной стагнации.
- Снижение числа заключенных договоров (обслуженных клиентов) отметили 24% предпринимателей, а рост показателя — 15%.
- О снижении численности работников сообщили 15% респондентов, а о расширении штата — 9%.
- Рост цен на предоставляемые услуги отметили 9% респондентов, их снижение — 7%.
- Сокращение прибыли наблюдалось в 30% организаций, рост — в 13%.
- Экономическая ситуация ухудшилась в 19% организаций и улучшилась в 14%.
Основной композитный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг в III квартале немного увеличился — на 1 п.п. относительно уровня предыдущего квартала. Однако показатель все равно остался в зоне отрицательных значений — минус 3%.
Небольшой рост ИПУ был вызван незначительным улучшением двух его компонентов — балансов предпринимательских оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги и экономического положения организаций. Третий компонент ИПУ, баланс оценок ожидаемого изменения спроса, сохранил значение предыдущего квартала.
«РБК Pro» публикует краткие выводы из отчета. С полной версией документа можно ознакомиться в конце.