Локализация автобрендов: почему Ford уезжает из России
С начала 2019 года российский авторынок демонстрирует нестабильность: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам трех кварталов продажи сократились на 2% по сравнению с тем же периодом 2018 года, до 1,3 млн штук. Это связано со снижением покупательной способности населения, ростом цен на автомобили на 12–14% и отсутствием широкомасштабных программ господдержки.
Все эти события не повышают привлекательность российского авторынка для зарубежных автопроизводителей. Многие бренды сокращают количество моделей, поставляемых в Россию, а некоторые импортеры и вовсе приостанавливают дистрибуции. Из последних печальных событий можно привести в пример автоконцерн Ford. В начале 2000-х годов Ford занимал лидирующие позиции на российском рынке, но модельный ряд бренда оставался «замкнутым» по сравнению с конкурентами и не развивался. Модель — лидер продаж — Focus с каждым обновлением дорожала и теряла конкурентоспособность.
При этом в конце нулевых корейские марки (KIA, Hyundai) запустили масштабное производство автомобилей в России. Бренды, имеющие высокий уровень локализации, были доступнее для массового покупателя, чем тот же Ford. Корейцы создали уникальный в своем сегменте продукт по соотношению цена/качество и вели активные маркетинговые кампании, направленные на завоевание доверия и признания российских автомобилистов.
В итоге Ford со своим ограниченным модельным рядом не выдержал конкуренции. И без того небольшие продажи бренда заметно сократились. Какое-то время он еще удерживал определенные объемы реализации в России благодаря корпоративным продажам и госзакупкам. То есть у Ford было время пересмотреть стратегию развития на российском рынке: например, повысить уровень локализации, снизив себестоимость продукции. Однако автопроизводитель не предпринял должных мер. В итоге в начале 2019 года он объявил о прекращении поставок легковых автомобилей в Россию. Одновременно продажи Ford сократились и в Европе. Автоконцерн переориентировался на североамериканский рынок.