РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Локализация автобрендов: почему Ford уезжает из России

Автопром и дилеры Статьи
Денис Петрунин, гендиректор ГК «Автоспеццентр», — о том, почему одни автомобильные бренды не выдерживают конкуренцию и уходят с российского рынка, а другие, несмотря на падение объема, выходят на него

С начала 2019 года российский авторынок демонстрирует нестабильность: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам трех кварталов продажи сократились на 2% по сравнению с тем же периодом 2018 года, до 1,3 млн штук. Это связано со снижением покупательной способности населения, ростом цен на автомобили на 12–14% и отсутствием широкомасштабных программ господдержки.

Все эти события не повышают привлекательность российского авторынка для зарубежных автопроизводителей. Многие бренды сокращают количество моделей, поставляемых в Россию, а некоторые импортеры и вовсе приостанавливают дистрибуции. Из последних печальных событий можно привести в пример автоконцерн Ford. В начале 2000-х годов Ford занимал лидирующие позиции на российском рынке, но модельный ряд бренда оставался «замкнутым» по сравнению с конкурентами и не развивался. Модель — лидер продаж — Focus с каждым обновлением дорожала и теряла конкурентоспособность.

При этом в конце нулевых корейские марки (KIA, Hyundai) запустили масштабное производство автомобилей в России. Бренды, имеющие высокий уровень локализации, были доступнее для массового покупателя, чем тот же Ford. Корейцы создали уникальный в своем сегменте продукт по соотношению цена/качество и вели активные маркетинговые кампании, направленные на завоевание доверия и признания российских автомобилистов.

В итоге Ford со своим ограниченным модельным рядом не выдержал конкуренции. И без того небольшие продажи бренда заметно сократились. Какое-то время он еще удерживал определенные объемы реализации в России благодаря корпоративным продажам и госзакупкам. То есть у Ford было время пересмотреть стратегию развития на российском рынке: например, повысить уровень локализации, снизив себестоимость продукции. Однако автопроизводитель не предпринял должных мер. В итоге в начале 2019 года он объявил о прекращении поставок легковых автомобилей в Россию. Одновременно продажи Ford сократились и в Европе. Автоконцерн переориентировался на североамериканский рынок.