РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Александр Катаев

Ретейл по Дарвину: кто останется в игре через пять лет

Ретейл Прогнозы РБК
Ретейл сталкивается с большими вызовами, гонка за покупателями набирает обороты. С непрерывным развитием технологий конкуренция ужесточается. Стоять на месте в этой гонке — значит выбыть из нее совсем

Каждый выбирает свой путь

Помимо цифрового преобразования, ретейлеры трансформируются путем оптимизации процессов. Одни из них выигрывают за счет формирования уникального ассортимента, другие — за счет гибкой ценовой политики, третьи — за счет выстраивания долгосрочных отношений с клиентами.

Однако так или иначе все ретейлеры сталкиваются с одинаковыми вызовами. Это консолидация на рынке, которая происходит уже около десяти лет, ужесточение конкуренции, а также появление «новых» потребителей — представителей поколения Z. В ближайшие пять лет «зеты» станут одной из основных групп потребителей вместо миллениалов. По прогнозам подразделения американского медиаконгломерата Meredith MNI Targeted Media, в 2020 году на них придется до 40% всех покупок в США, Европе и странах БРИКС.

Производители и ретейлеры больше не могут рассчитывать на привычные факторы роста, которые обеспечивали им развитие прежде. На передний план выходят новые триггеры продаж.

1. Влияние: YouTube — новое телевидение

Традиционная реклама перестает быть эффективной. Так, например, согласно данным исследования TGI / Marketing Index за второе полугодие 2018 года, только 24% потребителей в возрасте от 16 до 24 лет доверяют телевизионной рекламе. Для поколения Z видеохостинг YouTube — это новое телевидение. «Зетов» не впечатляют известные марки и традиционные рекламные кампании. Они родились в цифровой среде и предпочитают опираться на мнения людей из этой среды. Блогеры — вот те, кому они доверяют. Чем больше каналов коммуникации использует бренд для распространения информации, тем правдивее она выглядит для «зетов». Кроме того, «зетам» важно, чтобы за продуктом стояла какая-то история.