Туристы не хотят в гетто: что подкосило фирму Thomas Cook

Туризм Статьи Bloomberg
Thomas Cook придумала идеальную модель анклавного туризма — отдыхающих свозили на благоустроенные курорты и позволяли им увидеть мир, не покидая зоны комфорта. Но крах туристического гиганта говорит о том, что теперь путешественники хотят большего
Фото: Marcelo del Pozo / Bloomberg
Фото: Marcelo del Pozo / Bloomberg

В банкротстве компании Thomas Cook Group, основателю которой приписывают создание современной туристической индустрии, винят Brexit, серию неверных управленческих решений и «несовместимый с жизнью» долг предприятия. Но что, если провал Thomas Cook стал предвестником заката эры той туристической модели, которую и придумала сама компания?

Из организатора массовых железнодорожных туров фирма выросла в гиганта, известного на Ближнем Востоке и в Северной Африке как Cook Pasha. Движимый желанием отвлечь среднестатистических британцев от выпивки, баптистский проповедник завлек их возможностью посмотреть мир, не выходя при этом из зоны комфорта. В конце концов компания остановилась на той cамой концепции, которая до сих пор правит бал в индустрии туризма. В 2004 году Роберт Хантер писал о предшественнике современной компании, носившем имя Thomas Cook & Son:

«В основу бизнеса легли «курорты» — специальные места для туристов. Это могли быть невероятно живописные уголки в горах или на побережьях. Регионы с минеральными источниками, куда раньше ездили только на лечение, вдруг заинтересовали и туристов. На курортах можно было найти средства размещения на любой кошелек — от небольших гостиниц до отелей и гранд-отелей с сотнями номеров. Наиболее развитые курорты могли похвастаться тремя типами размещения, несколькими вариантами питания и множеством дополнительных услуг. Чтобы их обслуживать, приходилось нанимать целые армии работников — официантов, поваров, медсестер, терапевтов, гидов и многих других. А чтобы быстро доставить отдыхающих из дома на курорты, развилась целая сеть: корабли, поезда, другие виды транспорта, принимающие компании, офисы и дочерние офисы. Туристические агентства обзавелись собственным штатом сотрудников и четким расписанием. Компании вроде Cook & Son также породили «туристические сезоны» — наиболее подходящее время для путешествий».