РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Туристы не хотят в гетто: что подкосило фирму Thomas Cook

Туризм Статьи Bloomberg
Thomas Cook придумала идеальную модель анклавного туризма — отдыхающих свозили на благоустроенные курорты и позволяли им увидеть мир, не покидая зоны комфорта. Но крах туристического гиганта говорит о том, что теперь путешественники хотят большего
Фото:Marcelo del Pozo / Bloomberg
Фото: Marcelo del Pozo / Bloomberg

В банкротстве компании Thomas Cook Group, основателю которой приписывают создание современной туристической индустрии, винят Brexit, серию неверных управленческих решений и «несовместимый с жизнью» долг предприятия. Но что, если провал Thomas Cook стал предвестником заката эры той туристической модели, которую и придумала сама компания?

Из организатора массовых железнодорожных туров фирма выросла в гиганта, известного на Ближнем Востоке и в Северной Африке как Cook Pasha. Движимый желанием отвлечь среднестатистических британцев от выпивки, баптистский проповедник завлек их возможностью посмотреть мир, не выходя при этом из зоны комфорта. В конце концов компания остановилась на той cамой концепции, которая до сих пор правит бал в индустрии туризма. В 2004 году Роберт Хантер писал о предшественнике современной компании, носившем имя Thomas Cook & Son:

«В основу бизнеса легли «курорты» — специальные места для туристов. Это могли быть невероятно живописные уголки в горах или на побережьях. Регионы с минеральными источниками, куда раньше ездили только на лечение, вдруг заинтересовали и туристов. На курортах можно было найти средства размещения на любой кошелек — от небольших гостиниц до отелей и гранд-отелей с сотнями номеров. Наиболее развитые курорты могли похвастаться тремя типами размещения, несколькими вариантами питания и множеством дополнительных услуг. Чтобы их обслуживать, приходилось нанимать целые армии работников — официантов, поваров, медсестер, терапевтов, гидов и многих других. А чтобы быстро доставить отдыхающих из дома на курорты, развилась целая сеть: корабли, поезда, другие виды транспорта, принимающие компании, офисы и дочерние офисы. Туристические агентства обзавелись собственным штатом сотрудников и четким расписанием. Компании вроде Cook & Son также породили «туристические сезоны» — наиболее подходящее время для путешествий».

Так зародился анклавный туризм, суть которого заключается в следующем: в какие бы экзотические направления ни увозили туристов с курортов, путешествие все равно было устроено по подобию выставки — отдыхающие просто смотрели, но никак не взаимодействовали с объектами, которые им показывали. Профессор из Университета Алабамы Валид Хасбун так описывал этот вид туризма в 2007 году:

«Анклавная модель способствует росту объемов туризма и расширению карты территорий, куда можно отправить путешественников, несмотря на то что там нет необходимых удобств. Анклавный туризм позволяет благоустроить определенные зоны и не развивать инфраструктуру по всей стране».

Thomas Cook положилась именно на такую модель, так как обычно она развивала свой бизнес в странах, в которые когда-то вторглась Британская империя, вроде Египта и Судана. Местные жители, как правило, были враждебно настроены по отношению к европейцам, а особенно — к англичанам. И никто особо не стремился строить инфраструктуру европейского качества, которой могли бы пользоваться все подряд. Так что организаторы поездок решили благоустроить территории самостоятельно и даже дали взятки местным властям, чтобы те не возражали. «Этих осликов спонсирует Cook, этот салат вырастили специально для Cook, так же как и тех птиц, а привязанные у берега кораблики для туристов были построены шейхом на деньги Cook», — писал о работе Thomas Cook в Египте британский журналист Джордж Уоррингтон Стивенс.