РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Четыре насущные проблемы организации доставки еды и способы их решения

HoReCa Рестораны Клиентский сервис Логистика Интернет-торговля Статьи РБК
Олег Сужаев, основатель системы автоматизации кафе и ресторанов Restik, рассказывает, какие ошибки чаще всего допускают игроки ресторанного рынка, которые только начинают осваивать рынок доставки еды
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Услуга доставки еды на пике популярности, и теперь это не только привычные пицца и роллы. Россияне заказывают супы, горячее, десерты — абсолютно все, что предлагают рестораны.

Доставка — это удобный формат для занятых людей и дополнительный доход для бизнеса. Практически все заведения общепита пытаются сегодня внедрить ее у себя. И правильно делают: рынок доставки еды растет сегодня быстрее всей ресторанной отрасли, и эта тенденция сохранится в ближайшие годы.

Для некоторых предприятий формат еды на вынос очевидно уместен. Продукция кулинарии, например, большинством клиентов воспринимается именно именно так. Но если речь идет о ресторане в привычном понимании, то возможно ли там внедрить такую популярную услугу? Определенно да, но с учетом особенностей этой отрасли.

Основные трудности, связанные с организацией доставки еды из ресторанов, можно разделить на несколько групп.

1. Нарушение баланса между количеством заказов и численностью курьеров

Варианта два: много заказов и мало курьеров либо мало заказов и много не задействованного, но оплачиваемого персонала. Золотую середину найти могут не все.

Если доставка организована таким образом, что заказы принимаются, допустим, за сутки, эта проблема решается простым анализом количества заказов/адресов/блюд.

Если речь идет об экспресс-доставке, когда точное число заказов сложно предугадать, есть три пути решения проблемы.

  • Организовать сверхлокальную систему доставки. На практике это означает, что на одну точку приходится зона, внутри которой курьер может доставить до трех заказов и вернуться обратно за один час. Среди сетевых ресторанов есть примеры, когда заведения довольно долго заходят в новый город и первое время их доставка охватывает только очень небольшие зоны, а клиенты, которые живут дальше, жалуются и тоже требуют привезти еду. Но зато у них нет проблемы несвоевременной доставки и еда не приезжает к клиентам холодной. Кроме того, такая схема логистики позволяет больше зарабатывать курьерам благодаря максимальной загруженности.
  • Повысить средний чек. Для ресторана премиум-сегмента это самый подходящий способ решения проблемы. Процент от большей суммы заказа позволит наладить логистику или привлечь качественный аутсорсинг.
  • Организовать доставку через агрегаторы. Максимально актуальный путь для крупных городов, где заказов тысячи. Агрегаторы здесь не только разгружают службы доставки ресторанов в пиковые часы, но и приводят дополнительных клиентов, которые ими пользуются. Единственный нюанс: необходимо будет поделиться со службой процентом от заказа.

2. Неэффективная система доставки

Не менее распространенная проблема. Она включает несколько типичных ошибок.

Человеческий фактор. Эта проблема существует в любой сфере деятельности: неверно приняли заказ, были невежливы, курьер оказался неторопливым и т.п. Такая проблема, с одной стороны, самая распространенная, с другой — у нее самые понятные способы решения: