Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Отто Шармер — РБК: «В мире возник целый класс работающих бедных» Менеджмент, 10:28 Клановая экономика: как междоусобная вражда разъедает Walmart — Bloomberg Интернет-торговля, 10:03 UX кофеен: как сформировать цельный потребительский опыт Маркетинг, 09:05 Алишер Усманов — о статусе пенсионера и нелюбви к рутинному накоплению Менеджмент, 07:48 Как хакеры могут навредить промышленникам IT, 00:00 Успеть до 1 января: как установить санитарно-защитные зоны предприятия Право, 18 ноя, 17:57 Каких российских фирм касается GDPR и что ждать нарушителям регламента Право, 18 ноя, 17:05 Что Европе кажется странным в российской логистике Логистика, 18 ноя, 16:46 Смогут ли гиганты AliExpress и Сбербанк раскачать авторынок Интернет-торговля, 18 ноя, 15:51 Abibas, или сходство до степени смешения: как защитить свой товарный знак Право, 18 ноя, 14:02 Перец Лави — РБК: «Есть профессии, где компьютер не заменит человека» IT, 18 ноя, 14:01 Почему правило «хочешь сделать хорошо — сделай сам» сильно устарело HR, 18 ноя, 13:18 Ключевые события продуктового ретейла. Дайджест новостей Потребительские товары, 18 ноя, 12:31 Глава Danone — РБК: «Через поколение земля перестанет быть плодородной» Потребительские товары, 18 ноя, 12:13
 
0 
Далеко не отсталый континент: как вести бизнес в Африке. Часть 3
Менеджмент
О том, как инновации помогают Африке перепрыгивать через традиционные стадии развития и почему она идеальный рынок для запуска новых проектов, рассказал глава подразделения качественных исследований Kantar Africa Insights Сергей Шейхетов
Фото: Waldo Swiegers / Bloomberg

В Части 1 можно прочитать об особенностях ведения бизнеса в Африке и перспективах для российских инвесторов.

В Части 2 — о том, какие проекты могут оказаться наиболее перспективными.

С точки зрения среднестатистического европейца, Африка — наиболее отсталая часть света. Африканцы прозябают в нищете и голоде и с жадностью набрасываются на любую гуманитарную помощь, поступающую из развитого мира. Интересно, что эти, вообще говоря, довольно примитивные и не соответствующие действительности стереотипы разделяют многие политики, представители неправительственных организаций и предприниматели. Поэтому, когда намечается какой-то проект, связанный с бизнесом в Африке, европейские и американские предприниматели немедленно вспоминают о залежавшихся товарах и устаревших технологиях, которые на развитых рынках уже не пользуются спросом.

Подобный подход иногда работает в краткосрочной перспективе (в некоторых странах товарный голод очень силен, да и коррупцию в государственных закупочных организациях никто не отменял). Однако по-настоящему в Африке процветают компании, которые, наоборот, стараются внедрять на Черном континенте современные бизнес-модели и технологии. Несмотря на «отсталый» и «косный» имидж, африканские рынки чрезвычайно благоприятны для роста разного рода инновационных продуктов. В отличие от развитого мира над ними не довлеют сила традиции и инерция покупательского поведения. Поэтому, например, если Европе для внедрения системы безналичных платежей понадобилось более 50 лет (если вести отсчет от появления первых кредитных карт), то Африка проходит этот путь за считанные годы.

От писем в конвертах до социальных сетей — минуя телефоны

Развитие скачками, с перепрыгиванием этапов, очень характерно для Черного континента. Наиболее ярким и часто цитируемым примером служит история мобильной связи. В Африке телефонная связь всегда была большой проблемой. Учитывая африканские расстояния, создание стационарной телефонной сети потребовало бы слишком много средств. На протяжении десятилетий отсутствие телефонов тормозило экономический рост практически всех африканских государств.

Когда в начале 2000-х появились дешевые мобильники, африканские телекоммуникационные компании пережили взрывной рост. Потребность в быстрой и надежной связи оказалась настолько высока, что даже малоимущие крестьяне готовы были экономить деньги на еде, но покупали мобильные телефоны. В течение нескольких лет проникновение мобильной связи во многих странах превысило 50%. Таким образом, стационарная телефонная сеть, еще не возникнув, оказалась уже никому не нужна.

Следующий скачок произошел в начале 2010-х, когда доступными стали смартфоны и мобильный интернет. Если Европа довольно долго присматривалась к новым мобильным технологиям, а переход от обычных мобильников к смартфонам занял более десяти лет, в Африке все произошло гораздо быстрее. В развитых странах основным устройством для доступа в интернет в течение многих лет оставался компьютер/лэптоп. Поколения европейцев настолько привыкли к большому экрану и удобной клавиатуре, что только появление iPhone и Samsung Galaxy смогло переломить ситуацию. Да и сейчас значительная часть старшего поколения предпочитает «по старинке» заходить в интернет через компьютер.

В Африке история мобильной связи пошла совершенно другим путем. Компьютеров в африканских странах всегда было мало, просто потому что подавляющему большинству населения они были не по карману. Соответственно, привычка пользоваться интернетом с компьютера так никогда и не сформировалась. В начале текущего десятилетия в Африку пришли дешевые смартфоны Samsung и Techno, а также появился хоть и не дешевый, но и не запредельно дорогой мобильный интернет. В результате более 90% африканских пользователей сегодня выходят в Сеть с телефонов.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ