Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как предотвратить утечки пользовательских данных IT, 12 ноя, 18:49 Быть хорошим: важны ли для россиян честность и идейность бренда Менеджмент, 12 ноя, 18:04 Халяльные проверки и паспорта для коров: главное в сельском хозяйстве Сельское хозяйство, 12 ноя, 16:10 Поставщики нового поколения: как работать с ключевыми клиентами в рознице Потребительские товары, 12 ноя, 15:08 Успешный интернет-магазин с нуля: 10 важных элементов Интернет-торговля, 12 ноя, 14:04 Хогвартс для айтишника: как школа из Мытищ готовит детей к Индустрии 4.0 IT, 12 ноя, 14:04 Маркетолог Линор Горалик — о пользе самоиронии в продвижении бренда Маркетинг, 12 ноя, 12:59 Кандидат на пост: какой имидж в соцсетях поможет получить работу HR, 12 ноя, 12:04 Банк по подписке: как будут выглядеть платежи через 10 и 20 лет Финансы, 12 ноя, 11:00 Александр Мамут: человек должен быть немного дятлом Менеджмент, 12 ноя, 10:01 Почему дешевеет свинина и как на это реагируют производители и розница Потребительские товары, 12 ноя, 09:01 Семь способов пустить стартап по ветру Менеджмент, 12 ноя, 08:58 Как стартап заставляет индийцев доставать золотые «заначки» — Bloomberg Финансы, 12 ноя, 07:53 Секрет на миллион: как защитить коммерческую тайну «с нуля». Часть 1 Право, 11 ноя, 17:59
 
0 
Анастасия Кудрявцева Всюду мерч: как заработать на вещах с символикой вашего бренда
Маркетинг
Вокруг нас так много брендированной одежды и аксессуаров, что люди даже перестали считать мерч рекламой конкретного бренда. Как ни странно, это открывает новые возможности в этой области маркетинга

Не только для фанатов

Считается, что мерчендайзинг появился в США, первым его примером был значок, выпущенный в конце 18-го века в честь избрания президентом Джорджа Вашингтона.

Сокращенный термин «мерч», к которому мы уже привыкли, появился с расцветом рок-культуры в США. Группы выпускали футболки, значки и кепки в поддержку своих альбомов, аудиторией этой продукции были их фанаты.

С тех пор мерч вышел далеко за пределы музыкальной индустрии и стал неотъемлемым атрибутом бизнеса в самых разных сферах — вплоть до политических и рекламных кампаний, HR-брендов и т.п. Этим словом сегодня называют все, что ассоциирует обладателя с брендом:

  • бизнес-сувениры или корпоративный мерч (канцелярия, футболки, чехлы для телефонов и т.д.);
  • сувенирная продукция или любой внешний промомерч (от календарей и ежедневников до бейсболок и футболок);
  • фанатская атрибутика (футболки, шарфы, толстовки, чехлы для телефонов и т.д.).

Границы между классическими категориями стираются, поэтому неудивительно, что для всего этого появилось собирательное понятие, объединявшее все варианты брендированной продукции.

Сегодня вокруг нас очень много мерча. Главная его задача — получать отклик от целевой аудитории. Основное требование — быть креативным. Успешные коллаборации Coca-Cola и Converse, использование логотипов NASA, Microsoft или Android в качестве элементов дизайна на футболках, Make America Great Again на кепках в поддержку Трампа и сотни других примеров. Эти решения были успешными, они создали тренд на использование мерча не только в рекламе. Это изменило и отношение людей к такого рода продукции. Теперь многие из тех, кто не пьет колу, хотят иметь кеды коллаборации бренда с Converse, а покупка футболки NASA не всегда означает поддержку американского космического ведомства.

Цифры тоже впечатляют. В 2018 году объем продаж промопродукции в Соединенных Штатах, по данным PPAI, достиг $24,7 млрд. В России в 2018 году объем рынка промопродукции составил 22,2 млрд руб.

Деньги и лояльность

В современном мире мерч производят многие, но бизнес-задачи у каждой компании, которая это делает, могут быть разными.

  • «Давайте заработаем», — говорят звезды шоу-бизнеса и действительно зарабатывают. Как и футбольные клубы, актеры, кинокомпании. Многие из них конвертируют символику в прибыль. Например, мировой прокат фильмов о Гарри Поттере принес $9 млрд. Книги, тематические парки и мерч — $25 млрд.
  • «Хотим лояльных сотрудников и внутренних амбассадоров бренда, которым не надо платить», — говорят корпорации и создают одежду, которую хочется надеть не только на мероприятие по тимбилдингу.
  • «Почему только лояльность? Хотим и лояльность, и доход!» — говорят крупные компании, работающие в b2c и чей бренд хорошо узнаваем. В 2019 году Альфа-банк запустил свой интернет-магазин мерча, и в день запуска его продажи, по данным банка, превысили 1 млн руб.
  • «Хотим быть социально ответственными, и чтобы об этом узнали все», — примерно с таким подтекстом Coca-Cola недавно запустила коллекцию одежды из переработанных материалов совместно с немецким брендом Diesel. Коллекция получила название THE (RE) COLLECTION и была представлена на неделе высокой моды в Париже. Чтобы купить эти вещи, нужно зайти на сайт и отсканировать знак переработки, например, с мусорного бака.
Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ