РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Артем Пантелеев

Какие важные мелочи стоит учесть при проектировании коворкинга

Недвижимость Офисы Статьи РБК
Развитие шеринговой экономики, рост популярности удаленной работы, смена поколений на кадровом рынке спровоцируют всплеск интереса к формату коворкингов. Вырастут и требования арендаторов к ним. Как спроектировать качественный гибкий офис?

В 2018 году московский рынок коворкингов вырос почти в 1,5 раза — на 37 тыс. кв. м, в первом квартале 2019 года его объем составил 130 тыс. кв. м. По данным Cushman & Wakefield, сегодня Москва входит в десятку крупнейших европейских коворкинг-рынков. Очевидно, что развитие экономики совместного потребления, рост количества удаленных и фриланс-сотрудников, смена поколений на кадровом рынке будут провоцировать интерес к формату коворкингов и расширять их целевую аудиторию. Как ожидают аналитики, в 2019–2020 годах темпы роста составят 40% в год.

Кто сегодня открывает коворкинги

Тех, кто развивают сегодня рынок коворкингов, можно разделить на три группы:

  • профессиональные международные операторы, которые арендуют пространство в бизнес-центрах, организуя там всю необходимую для резидентов инфраструктуру.

Выход мировых лидеров сегмента гибких офисов качественно меняет представление об этом сегменте, но проблема в том, что международных операторов, стремящихся в Россию, пока совсем не много и едва ли они могут сформировать достаточное предложение.

  • владельцы офисной недвижимости, которые, столкнувшись с вакансией, решают переформатировать площади под этот новый бизнес-формат — без привлечения профессиональной сервисной компании;
  • российские операторы коворкингов.

Среди них есть весьма статусные компании (например, «Технониколь» миллиардера Игоря Рыбакова развивает коворкинги под брендом SOK), а также небольшие игроки, которые арендуют помещения в самых разных объектах (от офисных центров до стрит-площадей и лофтов) и организуют там разные по качеству и по целевой аудитории коворкинги. Примечательно, что именно российские операторы пробуют развивать нишевые проекты, например, дизайн-коворкинги, архитектурные площади, медиапространства и т.д.