РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Артем Пантелеев

Какие важные мелочи стоит учесть при проектировании коворкинга

Недвижимость Офисы Статьи РБК
Развитие шеринговой экономики, рост популярности удаленной работы, смена поколений на кадровом рынке спровоцируют всплеск интереса к формату коворкингов. Вырастут и требования арендаторов к ним. Как спроектировать качественный гибкий офис?

В 2018 году московский рынок коворкингов вырос почти в 1,5 раза — на 37 тыс. кв. м, в первом квартале 2019 года его объем составил 130 тыс. кв. м. По данным Cushman & Wakefield, сегодня Москва входит в десятку крупнейших европейских коворкинг-рынков. Очевидно, что развитие экономики совместного потребления, рост количества удаленных и фриланс-сотрудников, смена поколений на кадровом рынке будут провоцировать интерес к формату коворкингов и расширять их целевую аудиторию. Как ожидают аналитики, в 2019–2020 годах темпы роста составят 40% в год.

Кто сегодня открывает коворкинги

Тех, кто развивают сегодня рынок коворкингов, можно разделить на три группы:

  • профессиональные международные операторы, которые арендуют пространство в бизнес-центрах, организуя там всю необходимую для резидентов инфраструктуру.

Выход мировых лидеров сегмента гибких офисов качественно меняет представление об этом сегменте, но проблема в том, что международных операторов, стремящихся в Россию, пока совсем не много и едва ли они могут сформировать достаточное предложение.

  • владельцы офисной недвижимости, которые, столкнувшись с вакансией, решают переформатировать площади под этот новый бизнес-формат — без привлечения профессиональной сервисной компании;
  • российские операторы коворкингов.

Среди них есть весьма статусные компании (например, «Технониколь» миллиардера Игоря Рыбакова развивает коворкинги под брендом SOK), а также небольшие игроки, которые арендуют помещения в самых разных объектах (от офисных центров до стрит-площадей и лофтов) и организуют там разные по качеству и по целевой аудитории коворкинги. Примечательно, что именно российские операторы пробуют развивать нишевые проекты, например, дизайн-коворкинги, архитектурные площади, медиапространства и т.д.