РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как работать с госзаказчиками в ИТ-сфере

Разработка ПО IT Госзаказ Статьи Ланит
Александр Морлок, директор по разработке программного обеспечения, исполнительный вице-президент группы компаний «Ланит», рассказал о том, какие сложности возникают при реализации ИТ-проектов в госсекторе

У государства самая большая доля на рынке информационных технологий в России. Проекты для государственного сектора, как правило, очень масштабны. Над созданием информационной системы зачастую работают сотни программистов, а потом ею пользуются сотни тысяч и даже миллионы человек.

Однако реализация крупных проектов для государственных заказчиков связана с рядом сложностей, специальными условиями и ограничениями.

Нехватка ресурсов

Рынок труда в ИТ-отрасли перегрет. Людей не хватает. Особенность госпроектов состоит в том, что они очень интересны для менеджмента компаний-исполнителей. Но те, кто непосредственно пишет код, относятся к таким проектам с осторожностью. Молодые специалисты, которые только окончили вуз, больше хотят заниматься сервисной и продуктовой разработкой. Поэтому перед руководителями стоит задача заинтересовать их проектами для госзаказчиков. Нужно донести значимость работы в подобных проектах, чтобы ИТ-специалисты чувствовали свой вклад в важное государственное дело: как их строчки кода помогают создать сложнейшие системы, нужные стране.

Современное молодое поколение (а в ИТ работает много молодежи) невозможно привлечь и удержать только финансовой мотивацией. Поэтому необходимо показывать социальную значимость проектов, возможности профессионального и карьерного роста в них, а также социальную ответственность работодателя.

Еще молодым сотрудникам не нравится, что сроки в проектах для госзаказчиков зачастую первичны над качеством. Действительно, когда ты имеешь дело с системой для государства, как правило, есть нормативно установленная дата окончания работ по проекту, и здесь, к сожалению, часто работает правило «лучше сделать семь раз вовремя, чем один раз правильно». Чтобы избавиться от моральных мучений, нужно сделать одну простую вещь — включить понятие «сроки» в понятие «качество» наравне с эффективностью архитектурного решения, удобством интерфейса, отсутствием ошибок.

Догоняющая роль законодательства

Речь идет не о законодательстве прямого действия, которое определяет работу самой системы, а об «обвязке», смежном законодательстве. Например, облака позволяют за счет совместного использования инфраструктурных ресурсов разными системами сократить суммарную потребность в оборудовании. Но если рассматривать государственные системы, то каждая система должна быть аттестована отдельно. Соответственно, получаем проблему — мы не можем использовать публичные облака, что наиболее эффективно с точки зрения затрат.

Еще пример. Государственная система должна быть аттестована, и для этого все средства защиты должны быть сертифицированы. Не всегда получается обойтись только внешними средствами (межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений и т.д.), поэтому приходится сертифицировать часть программного кода самой системы. На сертификацию уходит примерно год. Для внесения изменений в уже сертифицированный код есть более простая процедура, но она все равно занимает два-три месяца.