Как повысить эффективность труда: лучшие практики российского бизнеса
Бережливое производство
Предприятие, работающее по системе бережливого производства, отличают чистота, наличие разметки маршрутов, маркировки мест хранения предметов и памяток по системе 5S (инструкции по эффективной организации рабочего пространства).
Основные эффекты от внедрения бережливого производства:
- повышение производительности и вовлеченности сотрудников,
- распространение философии постоянного улучшения,
- минимизация отходов и уменьшение запасов производственных материалов: благодаря тому, что компания точно рассчитывает, что и в каком количестве необходимо для производства продукции, материалы не залеживаются на складах и затраты на их хранение сокращаются.
Этапы внедрения:
- Формирование команды, которая будет внедрять изменения. Это команда «агентов изменений», члены которой пользуются авторитетом среди работников компании, обладают в коллективе не только экспертным, но и социальным капиталом.
- Диагностика состояния предприятия, включающая в том числе диагностику состояния рабочих мест, технического обслуживания, систем управления запасами и менеджмента качества.
- Развертывание бережливого производства. Реализация инициатив сотрудников по устранению потерь и совершенствованию процессов на рабочем месте, первое использование отдельных инструментов, например, системы 5S.
- Переход от улучшения отдельных процессов к внедрению изменений на всех стадиях производства. Выстраивание потока создания ценности — последовательности всех операций, включая движение материалов и информации, в ходе создания продукта. Внедрение системы канбан — совокупности инструментов и технологий, которые позволяют контролировать объем и перемещение всех деталей и узлов на производстве.
- Непрерывное улучшение качества, распространение культуры постоянного совершенствования.
Риски при внедрении:
- слабая поддержка высшим руководством,
- сопротивление рядовых сотрудников,
- временные затраты: для полного внедрения системы понадобится не менее трех лет, а это длительный срок для современных проектов, требующих быстрых побед и немедленных результатов.
Цифровизация логистики
Рост электронной коммерции и уберизация изменили представление о транспортной отрасли. Сейчас многие компании из других отраслей охотно изучают практики логистических провайдеров.
Основные эффекты от внедрения цифровых решений в логистике:
- увеличение объемов экспорта и импорта,
- сокращение сроков доставки,
- упрощение документооборота.
Этапы внедрения:
- Анализ существующей логистики предприятия.
- Создание цифровой модели, которая будет полностью учитывать существующие характеристики и условия хранения продукции, работы складских систем, транспортных служб и цепочки поставок.
- Создание риск-моделей: резкий скачок спроса, падение объемов на производстве, изменение стоимости элементов цепи поставок. Выявление узких мест и возможностей оптимизации сроков и расходов.
- Прогнозирование новых сценариев доставки (например, склад-постамат).
- Рассмотрение инструментов, доступных компании и максимально отвечающих требованиям «скорость+прозрачность»:
- геопозиционирование транспортных средств,
- электронный документооборот,
- трекинг заказов,
- автоматизация маршрутных листов.
Риски при внедрении:
- неготовность контрагентов и партнеров к электронному документообороту,
- правовые риски: в будущем при появлении новых нормативно-правовых актов сферы транспорта и логистики есть риск, что инициативы компаний окажутся вне правового поля, и от этих практик придется отказаться.
Несмотря на риски и определенную сложность в реализации, цифровые решения в логистике стремительно набирают популярность. В целом цифровизация остается основным трендом бизнеса в последние годы.
Система мотивации полевого персонала
Мотивированный продавец достигает лучших результатов. В секторе потребительских товаров наиболее эффективной считается система вознаграждения, которая одновременно учитывает объем продаж и стимулирует необходимые модели поведения сотрудников.
Основные эффекты от внедрения системы мотивации:
- обеспечение роста выручки,
- повышение результативности и клиентоориентированности торгового персонала.
Этапы внедрения:
- Определение баланса фиксированной и переменной части зарплаты:
— высокий оклад отчасти решает классическую проблему ретейла, снижая текучку персонала, однако блокирует намерение работать лучше;
— высокая переменная часть — потенциал для перевыполнения показателей, позволяет определить самых успешных продавцов, но вызывает затруднения, когда речь идет о контроле фонда оплаты труда (ФОТ). В случае массового перевыполнения плана продаж ФОT может сильно увеличиться. Работодателю будет сложно рассчитать, какую сумму нужно закладывать на оплату труда в каждом месяце. - Ввод в систему премирования определенных категорий товаров, фокусных артикулов. Учет «процессных» показателей (поддержание нормативов выкладки, соблюдение стандартов продаж). В плане KPI также могут фиксироваться доли продаж отдельных товаров, а именно: сколько процентов от всей проданной продукции должны составлять товары конкретной марки.
- Гарантия прозрачного расчета премиальной части зарплаты. Необходимо предоставлять сотруднику детальные отчеты не реже 1 раза в неделю.
- «Продажа» системы мотивации сотруднику: пояснение связи каждого KPI с будущим доходом и получение обратной связи — что сотрудник планирует делать для достижения целей.
Риски при внедрении:
- сложность для восприятия: сотруднику будет трудно прогнозировать результат,
- снижение «жесткости» показателей ФОТ: из-за учета переменной части зарплаты размер ФОТ будет нестабильным: то уменьшаться, то увеличиваться.
Что важно сделать для успеха проекта по повышению эффективности
- Изучить практику внедрения аналогичных решений другими компаниями в тех же отраслях.
- Определить основные точки принятия решений (развилки). Такой точкой может стать, например, выбор между запуском проекта или отказом от него после реализации пилотной версии.
- Выявить риски и проработать варианты их минимизации.
- Найти специалистов, имеющих опыт работы с данными технологиями, и партнеров из консалтинговых компаний.
- Активно привлекать сотрудников к проектам по повышению эффективности. Так компания обеспечит поддержку изменений и снизит риски.