Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Почему рекордный урожай привел к росту отпускных цен на яблоки Потребительские товары, 09:12 Успех фитнес-центров: что учесть, чтобы не провалиться Услуги, 13 дек, 17:57 Различий нет: Анастасия Бородина — о психологии начальников и подчиненных HR, 13 дек, 16:58  Просто спросите эксперта: наем продавцов и руководителей в ретейле HR, 13 дек, 16:28 Матери-основательницы: как сеть детсадов выручает ₽200 млн на билингвах Услуги, 13 дек, 16:26 Музыкальные технологии: на чем можно заработать. Дайджест иностранных СМИ IT, 13 дек, 15:59 Что ждет бизнес от закона о цифровых финансовых активах Право, 13 дек, 15:03 Стопроцентный рост: с какими показателями FMCG покоряет онлайн Потребительские товары, 13 дек, 14:00 Регион избалованных кандидатов: как нанять сотрудников в Азии HR, 13 дек, 12:56 Как «ПИК-Индустрия» использует принципы McDonald's и Uber на стройке Строительство, 13 дек, 11:55 Почему большинство онлайн-сервисов так и не запускается IT, 13 дек, 10:57 Как Chanel собралась одолеть гигантов рынка элитных часов — Bloomberg Маркетинг, 13 дек, 10:06 Как лейбл из XIX века приспосабливается к «цифре» IT, 13 дек, 09:12 Открыть бизнес в новой стране: пять советов эксперта платежной отрасли Интернет-торговля, 13 дек, 07:45
 
0 
Как технологии изменили сферу комплаенс
Big data IT
Юлия Елисеева, эксперт компании Refinitiv, рассказывает, как за последнее время в России изменилась сфера комплаенс и с какими вызовами ей постоянно приходится сталкиваться из-за глобальной цифровизации

Изначально комплаенс рассматривали исключительно как инструмент, помогающий обеспечить соответствие регуляторным требованиям. Сейчас это неотъемлемый элемент корпоративной культуры, который позволяет строить открытый бизнес.

Развитие сферы комплаенса в России целиком зависит от регулятора. Финансовые организации первыми столкнулись с необходимостью соответствовать закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ вступил в силу в 2001 году). Чтобы соответствовать новым требованиям, компаниям пришлось создать отдельные подразделения, которые занимаются проверкой деятельности клиентов, анализом их операций и предоставлением соответствующей отчетности регулятору.

От дискет до автоматизированных платформ

Сейчас сложно поверить, но сначала анализ финансовых операций в России проводился исключительно вручную. Отчеты передавали регулятору на зашифрованных дискетах, а процесс отправки занимал целые сутки.

Но технологии проникают во все сферы человеческой жизни, и комплаенс не исключение. Сегодня построить необходимые отчеты и проанализировать данные можно автоматически. Например, можно очень быстро проверить клиентов по спискам террористов, которые отправляются регулятором в кредитные организации.

Количество ручного труда сократилось, но возникли новые вызовы — автоматизированные инструменты облегчают решение повседневных задач, но не способны полноценно заменить работу специалиста.

Число рекомендаций на сайте Банка России за последние десять лет увеличилось примерно в восемь раз. За несоблюдение требований к финансовой отчетности и 115-ФЗ ежегодно отзывается около сотни лицензий. Поэтому комплаенс-специалисты вынуждены решать все больше новых сиюминутных задач:

  • присвоение уровня риска по каждому клиенту;
  • ежегодный мониторинг;
  • проверка бенефициарных собственников;
  • предотвращение сомнительных операций;
  • выявление транзитных схем;
  • идентификация публичных должностных лиц;
  • предотвращение манипулирования рынком и т.п.

Это далеко не полный перечень, и он постоянно расширяется. Если бы не современные технологии, финансовые организации не смогли бы обслуживать своих клиентов с учетом всех требований регулятора.

Специалистам сферы комплаенс сегодня доступны многие автоматизированные решения. Доступные инструменты можно условно разделить на несколько групп:

  • платформы для принятия на обслуживание клиентов (onboarding platform);
  • платформы для ведения анкет клиентов и выполнения требования KYC (Know Your Client — «Знай своего клиента»);
  • скрининговые решения для проверки благонадежности контрагентов (screening software);
  • платежные программы для проверки платежей при их отправке (payment screening);
  • решения для выявления сомнительных операций и отправки отчетности (AML software).

Основная сложность заключается в том, что зачастую автоматизированные системы не интегрированы между собой и не обладают достаточной гибкостью к регуляторным изменениям, что требует от компаний серьезных затрат на их модернизацию.

Изменение среды

Самый важный драйвер развития технологий в отрасли — изменения самой среды. Финансовые организации стали предлагать цифровые продукты, перешли на мобильный банкинг и дистанционное обслуживание. Китай, например, лидирует на рынке банкинга прежде всего благодаря открытию цифровых банков WeBank и MyBank и своему стремлению полностью избавиться от бумажных денег к 2022 году.

Значительно облегчила работу комплаенс-специалистов технология big data, которая позволяет обрабатывать большие массивы неструктурированной информации.

Для анализа данных используются различные технологии: профилирование, метаданные, сетевой анализ, объединение данных, прогнозирующая аналитика (profiling, metadata, network analysis, data fusion, predictive analytics).

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ