Материал раздела Основной

Как Uber подстраивается под работу в криминальных районах

Бразильские фавелы, где почти не развита транспортная инфраструктура, — лакомый кусок для сервиса Uber. Но зашкаливающий уровень преступности осложняет выход в такие районы, так что компании приходится искать особый подход к бизнесу в трущобах
Фото: Jessica Nolte / Bloomberg
Фото: Jessica Nolte / Bloomberg

Жарким осенним днем продавец фруктов Космо дос Сантос Арухо сидит на своем обычном месте неподалеку от больницы в Виле Элиополис, крупнейшей из фавел (трущобы с неразвитой инфраструктурой и высоким уровнем преступности) Сан-Паулу. Его очень воодушевили результаты последних пяти месяцев: торговля шла лучше, чем когда бы то ни было. Продажи начали расти сразу после того, как Uber оборудовала свою остановку неподалеку от фруктовой лавки. «Я работаю здесь пять лет, а сейчас бизнес действительно пошел в гору», — рассказывает торговец, протягивая водителю Uber кусок сочного арбуза.

Уборщица Эвелин Луис Сантос Масьель на той же остановке ждет машину, которая отвезет ее домой в Вилу Моралес, расположенную в 2,5 мили (около 4 км). До того как в фавеле появилась остановка такси, добираться до живущих по соседству родственников было куда сложнее, рассказывает женщина.

В Uber решили возобновить попытки работать в беднейших районы Бразилии. И одобрение таких людей, как Арухо и Масьель, сейчас очень важно для компании. По количеству совершаемых водителями Uber поездок Сан-Паулу опережает любой другой город мира. Густонаселенные бедные районы с неразвитым транспортным сообщением — настоящая золотая жила для компании. «Фавелы — это крупнейший рынок внутри Бразилии, ежегодно здесь может крутиться до $20 млрд годовой выручки», — объясняет Педро Сампайо, директор по социальным программам и глава проекта развития сервиса в Элиополисе.

Но выйти в такие районы не слишком уж просто, и Uber с первых дней работы начала испытывать проблемы с безопасностью. Компания пришла в Бразилию в 2014 году. За два года серия атак на водителей унесла жизни по меньшей мере 16 человек, рассказывает в своей книге «Война за Uber» Майк Исаак. После этого в Uber запретили забирать и высаживать пассажиров в фавелах. В компании отказались комментировать данные из книги Исаака, но подтвердили, что районы с высокими показателями незавершенных поездок, в том числе большинство бразильских трущоб, остаются заблокированными в приложении (туда нельзя вызвать машину или выбрать их в качестве пункта назначения).