РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как чиновники наводят порядок на этикетках и упаковках

Торговля «фермерскими», «лечебными» и «натуральными» товарами может усложниться
Пищевая промышленность Маркетинг Статьи РБК
Вице-премьер Алексей Гордеев поручил убрать из законодательства лазейки, которые позволяют вводить покупателей в заблуждение о свойствах и происхождении продуктов, например писать «родниковая» на этикетке воды не из родника
Фото:Анатолий Жданов / «‎Коммерсантъ»
Фото: Анатолий Жданов / «‎Коммерсантъ»

Вопрос о сложившейся на рынке практике, когда производители дезинформируют покупателей о свойствах и характеристиках продуктов в надписях на упаковке, руководитель Роскачества Максим Протасов обсуждал с вице-премьером Алексеем Гордеевым еще летом. По итогам встречи Протасов направил Гордееву письмо (копия есть у РБК), в котором просит вице-премьера поручить профильным ведомствам — Роспотребнадзору, Минсельхозу, Минпромторгу и Роскачеству — проработать вопрос о внесении изменений в техрегламент о маркировке пищевой продукции, чтобы устранить обман потребителей.

Вице-премьер поручил рассмотреть вопрос, и поручение было направлено для проработки в Минсельхоз, сообщил РБК представитель Гордеева. Минсельхоз совместно с Минпромторгом и Роспотребнадзором рассматривает предложение Роскачества, сообщили РБК в министерстве.

Сейчас производители используют такие наименования, как «ключевая вода», «горный мед», «целебный продукт», «натуральный» или «традиционный» и т.п. Но подтверждать эти свойства документально они не обязаны, пояснили РБК в Роскачестве. Такая информация на этикетке — маркетинговая уловка, которая вводит в заблуждение потребителей и наносит вред добросовестным производителям, заявили в Роскачестве.

Вода не из родника

В письме вице-премьеру Протасов приводит несколько примеров, как неправильная маркировка может вводить потребителей в заблуждение. Например, «природная питьевая вода» по соответствующему техрегламенту должна быть идентифицирована. Но это требование, по сути, декларативное: методики или схемы сертификации, которые позволяют однозначно определить, что питьевая вода действительно взята из природного источника, отсутствуют. Более того, закон не запрещает производителям писать на этикетке слово Nature или его аналоги, которые потребитель может ошибочно истолковать как то, что это вода природного происхождения.