РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дмитрий Горбик

В обход метро и на месте ЛЭП: где и как строить в современной Москве

Строительство Инновации Статьи РБК
Строить в столице с каждым годом становится все труднее: свободных участков все меньше, а вопросов в связи с растущей сетью метрополитена, постоянно усложняющейся системой подземных и наземных коммуникаций и не самой простой геологией — все больше

Где строить?

В последние 15 лет в связи со строительным бумом в столице все мало-мальски подходящие участки были раскуплены застройщиками и уже давно заняты жилыми комплексами, офисными и торговыми объектами. Новые места под застройку сегодня приходится искать там, куда взгляд девелоперов раньше даже не падал, — в промышленных кластерах, местах размещения линейных объектов (в частности, ЛЭП и железнодорожных линий), а также в районах первой волны индустриального домостроения.

В старой Москве промышленные территории сегодня занимают более 18 тыс. га (17% площади). Это довольно большой потенциал для строительства новых жилых и коммерческих объектов.

С начала 2000-х годов в столице действует программа по реорганизации ряда промышленных предприятий и частичного либо полного выведения их мощностей за МКАД. Она охватывает 13 тыс. га земель «ржавого пояса» Москвы. Освободившиеся участки в некоторых случаях отдают застройщикам. С 2011 по 2016 год утвердили более 60 проектов планировки бывших промышленных территорий. Около трети из них сейчас находится в стадии реализации, например территории заводов ЗИЛ и «Серп и Молот», а также зеркального комбината в районе станции метро «Ботанический сад». Это лишь малая часть того, где возможно новое строительство.

Также интерес представляют территории, в настоящий момент занятые линиями электропередач, проложенными воздушным путем. Для них предусмотрены довольно большие зоны отчуждения — до 100 м. Сейчас идут дискуссии о том, нужно ли переводить эти объекты под землю, в каком объеме и в какие сроки. В 2018 году на западе Москвы был реализован проект по перекладке воздушных линий под землю во время строительства Южного дублера Кутузовского проспекта. Если эта инициатива превратится в городскую программу, то в столице могут освободиться значительные территории, пригодные для жилищного и коммерческого строительства.

Еще одна программа — реновация хрущевок. В городе уже отобрали 351 стартовую площадку для строительства, в программу переселения включено более 5 тыс. домов. Несмотря на то что принять участие в этом проекте непросто как для проектировщиков, так и для застройщиков, здесь есть за что побороться. Для домов, которые строятся по этой программе, предусмотрены нетиповые проектные решения. Это хороший опыт для всех участников процесса, который позволит строить в обжитых районах старой Москвы, где новые объекты не появлялись уже десятки лет.

Еще одним очагом нового строительства в перспективе могут стать земли, занятые линейными объектами. Федеральная программа строительства междугородних высокоскоростных железнодорожных магистралей, например, может привести к реконструкции вокзальных комплексов и их инфраструктуры. Подобные проекты уже реализуются во многих городах России, в частности в Санкт-Петербурге, где строится жилье на территории бывшего Варшавского вокзала.

Как строить?

Несмотря на то что у описанных выше участков интересные локации, они не самые простые для освоения.