Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Интернет-торговля, 23 окт, 20:00 Взять с поличным: как ретейлерам обнаружить ворующих сотрудников Потребительские товары, 23 окт, 17:54 Как ИИ и аналитика данных помогают горнодобывающему сектору IT, 23 окт, 17:23 Аутсорс из избы: в какой момент пора открыть собственное производство Менеджмент, 23 окт, 16:32 Кого заменят роботы AI, 23 окт, 15:45 О главном в строительстве и недвижимости Строительство, 23 окт, 14:56 Министр магИИ: зачем понадобился главный по искусственному интеллекту AI, 23 окт, 14:40 Обзор банковского сектора: в чем частные банки обошли государственные Финансы, 23 окт, 14:31 Подписаться на прибыль: как бизнес осваивает новую модель продаж Услуги, 23 окт, 14:06 Как не ошибиться при выборе транспортной компании Логистика, 23 окт, 14:01 Нет у революции конца: чему посвящена книга президента ВЭФ Клауса Шваба IT, 23 окт, 13:26 Ким Фурнэ — РБК: «Люди не хотят переплачивать банкам» IT, 23 окт, 13:07 Ретейл по Дарвину: кто останется в игре через пять лет Потребительские товары, 23 окт, 12:51 Налоговый мониторинг: Большой Брат или возможность для диалога Право, 23 окт, 11:41
 
0 
Свои и чужие: как семейственность разъедает российские компании
Менеджмент
Почему в РФ так распространен феномен семейственности, как он влияет на развитие компаний и что происходит с уровнем сервиса там, где придерживаются правила «работа как семья», рассказывает Валентина Уралова, партнер агентства Inex Partners
Фото: Brent Lewin / Bloomberg

Как складываются «рабочие семьи»

Когда мы, сервис-дизайнеры, приходим в российские компании, то часто слышим: «Мы одна семья», «Своих не сдаем». За этими фразами скрывается культурный феномен семейственности — стойкий социальный паттерн, мешающий развиваться среднему и крупному бизнесу.

Феномен чисто российский, связанный с властью и нарушением личных границ. Мы реже встречаем его на Западе, где есть культура управления семейным бизнесом с четким распределением ролей собственников, инвесторов, управляющих. Более того, многие европейские и американские инструменты не приживаются в России именно из-за этого паттерна семейственности, который мешает сотрудничеству, сотворчеству и коллаборации равных по значимости людей.

Три маркера «семейной культуры»

Важно определить, есть ли в вашей компании маркеры «семейной культуры».

1. Нарушение границ

Руководители в семейных компаниях регулярно заходят на территорию личных и дружеских отношений, забывая о рациональных интересах сотрудников (комфорт, удобство, безопасность, этичное общение и самореализация). До сих пор часто встречаются руководители, которые на собраниях позволяют себе кричать на продавцов.

2. Зависимость карьерного роста от личных отношений

Лучшую карьеру делают те, кто умеет выстраивать личные отношения. Культура семейственности обслуживает интересы не клиента, а менеджмента компании. Сотрудникам таких компаний не до клиентов. Карьера сотрудников полностью зависит от отношений с начальством. Их главная задача — поддерживать и укреплять рабочую семью. Личное превалирует над эффективным и продуктивным. Несмотря на то что большинство руководителей в России используют доверительный стиль управления, 70% сотрудников не связывают свой успех в работе с поддержкой руководителя.

3. Самоотверженность и неоправданные ожидания

Образ семьи пробуждает у сотрудников самоотверженность и желание сделать ради нее все возможное. Но при этом все время есть ожидания, что тогда о них должны заботиться.

В западных компаниях для сотрудников естественно запросить под дополнительные задачи дополнительные ресурсы. В России же люди проявляют героизм, не запрашивают ресурсы, а потом рассказывают жертвенные истории, как они сидели каждый день до 8 часов вечера, брали работу домой, сделали вовремя, а начальник не оценил. Это подтверждает исследование мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России Motivation & Job Satisfaction Report компании Hays, согласно которому более 87% профессионалов в России работают сверхурочно и только 12% из них получают за это компенсацию.

Обманутые ожидания

Страдают от семейственности не только сотрудники, но и управленцы. Мы часто слышим от руководителей таких компаний, что сотрудники не берут на себя ответственность и не предлагают ничего нового. Причина — все тот же приоритет личных связей над рабочими.

Чтобы сотрудник был полноценным партнером компании и действительно мог внести свой вклад, компания должна признать его ценность (интеллект, энергию, опыт, социальные связи, коммуникативные навыки) и заключить с ним здоровую сделку — его нематериальный капитал в обмен на материальное вознаграждение.

Другое дело — семейные отношения. Здесь компания присваивает ценность сотрудника и использует на свое усмотрение.

К чему это приводит? К обманутым ожиданиям и неэффективности.

  • Семейные ценности создают у сотрудников ненужные ожидания.

Как только менеджер берет на себя роль заботливого родителя, он пробуждает в сотрудниках детские паттерны: «Мой руководитель будет обо мне заботиться, понимать, поддерживать», «Если соблюдать правила, руководитель будет меня хвалить». Но в обычной семье родители не могут уволить своих детей, а в «рабочей семье» такое происходит регулярно.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ