РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Марина Тарнопольская

Я хочу по-другому: как топ-менеджеру привыкнуть к роли бизнес-партнера

HR Кейсы Kontakt InterSearch Russia
Зачем работодателю превращать наемного топ-менеджера в партнера? Через какие стадии топ-менеджеру придется пройти при таком изменении статуса и почему это того стоит?

В 1990-е годы российский бизнес был очень сильно ориентирован на партнерство: компании чаще всего создавались не одиночками, а несколькими людьми. Возможно, к этому располагала сама среда, которая была более агрессивной и рискованной. Выжить в ней можно было только благодаря поддержке друг друга. С другой стороны, само поколение X росло на идеях коллективизма и еще неокончательно от них освободилось. Но зачастую именно партнерство помогало малому бизнесу совершить прорыв от продажи продуктов в ларьке до организации масштабных розничных сетей с огромным оборотом.

Сегодня я вижу очень много стартапов, созданных одиночками — в разы больше по сравнению с 1990-ми годами. Есть проекты, которые декларируют, что управляются несколькими собственниками, но обычно там все равно есть один «локомотив», который тянет всех за собой. Очень многими бизнесами владеет по несколько человек, но на деле речь идет о группе соинвесторов, которые приглашают для финансирования фонд или существуют в партнерстве по принципу обмена ресурсами. Те единицы, которые хотели бы перестроить свой бизнес по принципу партнерства, не могут договориться между собой даже в самых простых вещах.

Тем не менее, настоящее партнерство — это участие каждого управленца в формировании стратегии бизнеса. Такое партнерство позволяет выбирать взвешенные решения и может стать лучшим мотиватором, чтобы сотрудник остался в компании навсегда.

Мотивируйте партнерством

Я провожу до пяти интервью с топовыми кандидатами в день и хорошо понимаю мотивацию управленцев. За последние три года значимость такого фактора, как получение опциона, выросла с 2 до 21%: каждый пятый кандидат на собеседовании задает вопрос об акциях. В топ самых распространенных причин ухода из компании по-прежнему входит «отсутствие перспектив». Управленцев высшего уровня давно мотивируют не деньги, а интересные проекты и возможность развивать собственный бизнес.

Растите своих сотрудников до партнеров. Конечно, не каждому дано органично вписаться в эту роль. Будущему партнеру важно: