РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как Х5 Retail Group экспериментирует с электронными ценниками

Ретейл Маркетинг Статьи MarketMedia
В Европе и США многие сетевые ретейлеры уже заменили бумажные ценники на полках магазинов электронными аналогами. В России эта технология только проходит тестирование. Опытом делится начальник управления инноваций Х5 Retail Group Денис Левченко
Фото:Ростислав Нетисов / ТАСС
Фото: Ростислав Нетисов / ТАСС

Электронные ценники ретейлеры применяют по всему свету, пишет MarketMedia. У этой технологии два важных преимущества. Во-первых, это удобно: обновление цен по всему магазину можно сделать всего за пару кликов. Во-вторых — экономично: один электронный ценник может работать от одной батарейки в течение пяти лет при смене изображений три раза в день.

Но есть у этой технологии один большой минус, который сдерживает ее распространение, в том числе в России, — электронные ценники дорогие (стоят они от $5 до $15 за штуку в зависимости от размера). Почему? Примерно 85% стоимости ценника составляет бумага со специальными электронными чернилами, которую в мире производят только две компании.

Монополия не стимулирует их к развитию рынка и снижению цены. Более того, круг потребителей такой бумаги тоже сильно ограничен. Ее покупают производители электронных читалок и электронных ценников. Третьего не дано. Рынок читалок сейчас повсеместно сокращается, снижая спрос на бумагу и удерживая цены на нее на высоком уровне. Но, к счастью, в последнее время все больше ретейлеров верят в технологию электронных ценников. Это стимулирует продажи электронной бумаги и снижает цены на нее — баланс выравнивается.

Х5 уже прошел определенный путь в использовании электронных ценников. Еще в 2017 году в нескольких магазинах «Пятерочка» мы установили 5 тыс. таких ценников. Потом стали испытывать технологию в магазине-лаборатории — тестировали разные сценарии ее использования. И, наконец, установили 60 тыс. электронных ценников в трех больших «Перекрестках».

Что мы поняли? Технология действительно дорогая, но интересная. Мы стали искать варианты ее окупаемости. Что мы экономим? Первое — бумагу, поскольку ценники не надо менять.
Второе — время и силы сотрудников, которые занимаются оформлением ценников.

Трудозатраты персонала на эту работу в фуд-ретейле составляют 15% от общего объема. Это та еще работенка, на самом деле. У нас в компании есть традиция под названием «Х пятница». Суть ее в том, что в конце года офисные сотрудники идут в поля (в магазины). Тем самым они, с одной стороны, помогают магазинам перед Новым годом, в самый ажиотаж спроса. С другой — погружаются в контекст, в операционку, чтобы понять, как там все устроено на самом деле. Ведь, сидя в офисе, трудно понять, чем живет обычный магазин.