РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Мясо без мяса: нужен ли искусственный бургер российскому потребителю

HoReCa Рестораны Маркетинг Статьи MarketMedia
Блюда из искусственного мяса начинают пользоваться популярностью среди отечественных ресторанных сетей. О том, действительно ли есть спрос на этот суперхайповый продукт у российского потребителя, рассказали представители ресторанной отрасли
Гамбургер с мясом из стволовых клеток
Гамбургер с мясом из стволовых клеток (Фото: PA Photos / ТАСС)

Российские сети ресторанов одна за другой объявляют о том, что в их меню появятся блюда из искусственного мяса. По прогнозу исследовательской компании Zion Market Research, к 2025 году мировой рынок мяса на растительной основе достигнет $21,23 млрд. MarketMedia решил разобраться, нужен ли этот суперхайповый продукт нашим потребителям.

Сеть ресторанов Pizza Hut под управлением AmRest в качестве эксперимента ввела в ассортимент своих заведений в Москве и Петербурге пиццу с искусственным мясом (на растительной основе). В октябре сеть «Теремок» начнет продажи таких же котлет. Zion считает, что мировой рынок мяса на растительной основе в ближайшие шесть лет будет ежегодно расти на 8,6%.

Первые продажи мяса на растительной основе в мире стартовали в 2016 году. Происходит четвертая промышленная революция, и переход на мясо из растительного белка — это один из глобальных этапов изменения человеческой жизни. По данным FAIRR, которая объединяет инвесторов, занятых в сфере животноводства, в среднем на убой на сельскохозяйственных предприятиях ежегодно отправляется более 70 млрд животных. Это 130 тыс. животных каждую минуту.

Объем мирового рынка розничной торговли продуктами питания оценивается более чем в $9 трлн. К 2020 году он вырастет до $12,2 трлн. Последние десятилетия ученые бились над созданием искусственного мяса. Один из самых известных стартапов, компания Beyond Meat с 2009 года работала над созданием мяса на основе растительного белка. Среди ее инвесторов значатся Билл Гейтс, Леонардо Ди Каприо, бывший генеральный директор McDonald’s Дон Томпсон, а также крупнейший в США мясоперерабатывающий завод Tyson Foods. Объемы потребления красного мяса во многих странах падают, утверждают эксперты Fitch Solutions. В частности, в Австралии в 2015 году потребление говядины и телятины опустилось ниже 30 кг на одного человека в год, хотя в начале этого десятилетия было около 40 кг, а в Италии снизилось более чем со 20 кг примерно до 15 кг в год.

О мясе Beyond Meat

Основные компоненты растительного мяса в компании Beyond Meat — это изолят горохового белка, вода, рапсовое масло прямого отжима, немного соли, уксуса, крахмала, дрожжевого экстракта. Красный цвет котлете придает свекольный сок. Такой состав на 100% подходит веганам. В одной котлете целых 20 г белка, и это даже больше, чем в котлете из обычного мяса.

В альтернативном мясе нет ГМО, глютена, сои, антибиотиков, холестерина, гормонов и паразитов, утверждают в компании. Над формулой растительного мяса работала команда из 40 ученых и шеф-поваров, которые добились, чтобы по консистенции, запаху, вкусу и цвету растительное мясо практически невозможно было отличить от натурального.

После удачных тестовых продаж в мае 2016 года в сети супермаркетов Whole Foods бургеры с искусственной котлетой Beyond Burger хлынули в десятки розничных сетей и ресторанов, отели и даже на стадионы США.