РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дарья Годунова

Чем будущий инвесткодекс грозит бизнесменам

Инвестиции Право Прогнозы Пионеры ГЧП
Правительство окончательно решило, что для создания инвесткодекса будет использовать законопроект Минфина. С документом ознакомилась и рассказала о его содержании Дарья Годунова, управляющий партнер «Пионеров ГЧП»

Государство планирует до 2024 года потратить 25,7 трлн руб. для реализации национальных целей развития. Правда, только 13,2 трлн руб. власти смогут выделить из федерального бюджета. Еще 4,9 трлн руб. возьмут из регионов. А вот остальные 7,5 трлн руб. еще нужно где-то найти. Для этого собираются привлекать инвестиции частного бизнеса.

Откуда взять дополнительные средства на нацпроекты

Частные инвесторы вкладывать свои деньги в развитие страны не торопятся. В первую очередь это связано с низкой доходностью таких вложений. То есть бизнесменам проще найти источник, который принесет ощутимую прибыль, чем заниматься практически благотворительностью, отдавая свои деньги властям.

Чтобы где-то найти деньги на реализацию запланированных нацпроектов, помощник президента Андрей Белоусов предложил изъять сверхприбыль у 14 крупных компаний, которую те получили за счет девальвации рубля (около 500 млрд руб.). Однако просто взять и забрать эти деньги нельзя: в законодательстве нет легальных инструментов для подобных действий. Поэтому компаниям власти предложили сотрудничество в виде участия в инвестпроектах.

Немного подумав, бизнес согласился инвестировать свою сверхприбыль. Но только если публичный партнер, в свою очередь, гарантирует стабильность условий реализации инвестпроектов. В итоге это привело к тому, что с августа 2018 года Минфин стал разрабатывать практически первый российский инвестиционный кодекс (законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации»).

Правда, содержание законопроекта оказалось спорным. Вице-премьер Дмитрий Козак раскритиковал документ, увидев в нем избирательный подход, который грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции. На самом же деле законопроект отражает общий на сегодняшний день подход к управлению инвестициями. Для государства важна не свободная конкуренция, а только перегруппировка финансовых активов.

В противовес документу Минфина вице-премьер Дмитрий Козак поручил разработать собственный вариант законопроекта инвесткодекса — «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в РФ». Эта версия оказалась ближе к законам капитализма, где инвестиции — инструмент для получения предпринимательской прибыли, а не просто навязанная благотворительность. Кроме того, законопроект Козака выделяется своим подходом к прозрачности. Предполагается, что публичными должны стать нормативно-правовое регулирование, конкурсные процедуры и все госконтракты.

Однако на итоговом заседании правительство решило, что основой для будущего инвесткодекса все-таки станет проект Минфина. Возможно, его дополнят какими-то идеями Козака, но это не точно.

Рассмотрим, чего ожидать от той версии инвесткодекса, что выбрали в Правительстве.

Режимные инвестиции

Законопроект Минфина предполагает, что будущие инвесторы смогут использовать три спецрежима: