РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как маркировка изменила логистику и бизнес-процессы: опыт «Обуви России»

Ретейл Одежда и обувь Логистика Статьи РБК
Оборот немаркированной обуви в России запретят с февраля 2020 года. Сейчас этот рынок в переходной стадии. Дмитрий Карпенко, ИТ-директор группы компаний «Обувь России», делится первыми итогами работы по-новому и дает советы тем, кому это предстоит
Фото:Александр Демьянчук / ТАСС
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Оценивать результаты еще рано, но уже ясно, что у крупных ретейлеров кратно вырастут объемы документооборота, изменятся бизнес-процессы (прежде всего логистика) и возникнут дополнительные затраты на закупку оборудования и расширение ИТ-мощностей.

В то же время маркировка подтолкнет часть компаний, особенно небольших, автоматизировать процессы, быстрее переходить на электронный документооборот. Это позволит им упростить взаимодействие с контрагентами, а всему рынку выйти на новый уровень развития. Маркировка даст некоторые бонусы и покупателям.

Код каждой паре

Мы подключились к проекту маркировки обуви больше года назад, когда эксперимент только стартовал. За это время многое изменилось.

Если на начальном этапе у нас не было представления, как работать в системе (бизнес-процессы были не описаны, технологии не отработаны), то сейчас уже все по-другому. Компании получают индивидуальные коды маркировки. Процессы их генерации, а также занесения каждой пары обуви в единую систему контроля движения товаров автоматизированы. Мы спокойно получаем коды и передаем на производство. Там их печатают и наклеивают на коробки. Корпоративные ИТ-системы подготовлены к движению товаров по новой схеме.

Прежде всего маркировка повлияла на логистику компании. Это неудивительно, поскольку необходимо отслеживать движение каждой товарной единицы (в нашем случае это пара обуви) на всех этапах — от производителя до центрального склада ретейлера, а затем оттуда до магазина.

До внедрения маркировки в этом, как правило, необходимости не было. Компании обычно принимали товар на основных складах, для чего могли использовать терминалы сбора данных. Затем распределяли его по регионам и магазинам, где приемка зачастую осуществлялась вручную.

Если компания вела учет по размерам, то в учетную систему вносили именно их. Поэтому даже если две коробки с 36-м размером случайно путали, проблем это не вызывало. Если же компания вела учет в штуках, то просто считала количество пар на каждую модель.

При работе с маркировкой движение обуви должно фиксироваться на каждом этапе — на складе за рубежом, на таможне, на центральном распределительном складе компании, на региональных складах, в магазинах. При этом все процессы должны быть автоматизированы. Отслеживать нужно каждый код конкретной пары. После того как пару покупают в розничном магазине, коды уходят к оператору ОФД, а потом в налоговую.

Маркированный путь к прилавку

Поскольку многие ретейлеры в нашей стране импортируют обувь из Китая, им, скорее всего, придется менять бизнес-процессы в этой стране.

Мы, помимо того что изготавливаем обувь на собственной фабрике в Новосибирской области и сотрудничаем с российскими предприятиями, работаем и с поставщиками в Китае, поскольку развиваем несколько брендов и у нас широкий ассортимент не только обуви, но и одежды и сопутствующих товаров. Раньше все производители маркировали обувь нашими внутренними кодами непосредственно на фабрике. Теперь для этого необходимы коды, которые мы получаем из единой системы ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, оператор системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. — «РБК Pro»). Эти коды приходят в центральный офис компании. Затем мы передаем их в электронном виде на фабрики и производители наносят этикетки с ними на коробки.

После этого вся обувь стекается в распределительный центр, где формируются партии для доставки в Россию. Каждую сканируют с помощью терминалов сбора данных, после чего информация в электронном виде поступает в учетную систему компании, которая, в свою очередь, также в электронном виде формирует все необходимые сопроводительные документы. Если нужно, их можно распечатать в распределительном центре, перед тем как отправить товар.

Затем промаркированная обувь со всеми необходимыми сопроводительными документами (в электронном или бумажном виде) поступает на таможню. После — на центральный склад компании, где кладовщики принимают ее при помощи терминалов сбора данных. Там уже есть карта распределения товаров по городам. На региональных складах обувь снова проверяют с помощью терминалов сбора данных, и она расходится по магазинам.

Перемены для магазинов и контрагентов

Бизнес-процессы магазинов тоже меняются. Если раньше многие принимали товар вручную, то теперь делать это нужно только в автоматизированном режиме. Это значит, что необходимо закупать терминалы для сбора данных — либо такие же, как для складов (они довольно дорогие), либо искать им замену.