РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Вы — такой-сякой: как корректно дать подчиненному обратную связь

Менеджмент Инструкции
Руководители часто опасаются давать обратную связь подчиненным, боясь их задеть и обидеть. Как правильно говорить с подчиненными о пробелах в их компетенциях, рассказывает Анастасия Боровская, директор Русской школы управления
Фото:Snapwire / Pexels
Фото: Snapwire / Pexels

Как сотруднику понять, что пришла пора учиться? Как определить, какие навыки подтянуть, чтобы работать эффективнее? К сожалению, без объективной обратной связи от руководства сделать это практически невозможно.

Существует специальная методика оценки персонала «360 градусов». Она позволяет сравнивать мнение сотрудника о себе с мнением его коллег, подчиненных и руководства. Методика заключается в опросе рабочего окружения сотрудника, в рамках которого оценивается уровень его профессиональных компетенций или личных качеств. В большинстве случаев такая проверка показывает, что мнения самого сотрудника и его окружения не полностью совпадают.

Почему сложно критиковать подчиненных

Обратная связь играет ключевую роль для развития талантов, укрепления командного духа и решения скрытых конфликтов в компании. Она должна показать сотруднику его сильные компетенции и зоны развития.

Однако в большинстве российских компаний до сих пор нет четкой системы передачи и получения обратной связи от руководства к подчиненным. А в тех компаниях, где эти процедуры существуют, работники боятся обратной связи, так как не верят, что их профессиональные компетенции будут оценены справедливо.

Причем такие проблемы существуют не только в России. В книге Дугласа Стоуна и Шейла Хина «Спасибо за отзыв» утверждается, что лишь 28% руководителей кадровых служб западных компаний считают, что руководители умеют давать обратную связь своим подчиненным. Подавляющее большинство — 63% директоров считают главной проблемой неэффективного менеджмента отсутствие у руководителей мужества вести с подчиненными трудные разговоры с обратной связью.

Руководители часто не решаются честно высказать подчиненным свои претензии. Они долго ждут, что те самостоятельно осознают свои проблемы, встанут, достанут деньги из кармана и пойдут учиться. А потом вернутся и будут работать лучше, чем когда-либо. Однако беда в том, что они не пойдут. А если и пойдут, то не в ту сторону.

Сотрудник вряд ли сможет понять самостоятельно, чему и когда ему надо учиться. И в один прекрасный момент у руководителя могут просто сдать нервы. В итоге он одним махом выскажет подчиненному все, что накопилось за долгое время. Да, это будет обратная связь, но совершенно не конструктивная. Тот, кто дает обратную связь, должен научиться делать это правильно.

Какие ошибки допускают начальники, давая обратную связь

1. Слишком редкая обратная связь.

Сотрудник должен четко понимать, как руководство оценивает его работу. Можно разговаривать об этом по итогам выполнения важных задач или проводить регулярные совещания по оценке компетенций (ежемесячные или ежеквартальные). Это должно войти в привычку как у руководителя, так и у подчиненных.

В 2011 году компания MarketTools Inc. провела в США исследование, которое показало, что 98% сотрудников не чувствуют вовлеченности в работу, когда руководитель не обеспечивает достаточную обратную связь.

Если давать эту связь редко или вовсе не давать, сотрудник не сможет объективно оценить результаты своей работы. Он просто не поймет, чего ждет от него руководство, а значит вряд ли покажет ожидаемые результаты.

2. Жесткая обратная связь.

Нельзя начинать разговор с претензий. Вначале опишите сложившуюся ситуацию, а затем приступайте к конструктивной критике.

Кроме того, не стоит угрожать сотруднику понижением в должности или увольнением в случае неудачи. Это лишь повысит уровень стресса и не даст ему сконцентрироваться на задаче.