РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Олег Коновалов

Между великим и заурядным: шесть критериев стратегического видения

Менеджмент Статьи РБК
За успехом всех знаменитых компаний стоят лидеры-визионеры, которых отличает наличие невероятного стратегического видения. Я обсудил сущность видения с руководителями крупных компаний и выделил шесть его критериев

Об авторе

Олег Коновалов — бизнес-эксперт и консультант. Входит в список самых влиятельных бизнес-мыслителей в рейтинге Thinkers50, занимает первое место по корпоративной культуре в рейтинге Thinkers360.

Получил докторскую степень в бизнес-школе Даремского университета. Специализируется на управлении организациями, лидерстве и корпоративной культуре.

Автор книг:

  • «Спрятанная Россия»,
  • «Организационная анатомия. Как управлять компанией с хирургической точностью»,
  • «Корпоративная суперсила»,
  • «Лидерология».

Такие компании, как Amazon, Apple, Cisco, Google, Junior Achievement, Microsoft, Plastic Bank, WD-40, стали нарицательными именами успеха в своих областях и достигли мирового влияния благодаря невероятному стратегическому видению своих лидеров и основателей.

Сильное стратегическое видение позволяет делать не просто больше обычного, но гораздо больше, чем люди думают, что они способны делать. Хотя все говорят о важности видения, на самом деле очень сложно разобраться, что это за способность, и понять ее сущность.

В поисках ответа на эти вопросы я обсудил сущность стратегического видения с основателями и руководителями крупных мировых компаний. Каждый из них определяет видение по-разному. Однако, как оказалось, сильное и уникальное видение имеет шесть обязательных критериев. Они являются ключевыми для каждого визионера.

1. Видение отражает высшее назначение лидерства — делать для людей, вместе с людьми и для их пользы.

Видение должно включать реальную пользу для тех, на кого оно распространяется — сотрудников, клиентов, самих лидеров, семей сотрудников и общества в целом. Если видение не сформировано вокруг людей и их нужд, тогда это не видение, а просто личные амбиции.

Ашиш Адвани, председатель правления и CEO Junior Achievement (благотворительная компания, помогающая 11 млн молодых людей получить первые профессии в 118 странах, в ней работают 8 тыс. сотрудников и 465 тыс. волонтеров)

«Мы определяем наш успех тем, насколько смогли помочь решить проблемы и удовлетворить нужды наших стейкхолдеров («заинтересованная сторона»). Это не только наши сотрудники, но также волонтеры и прежде всего молодые люди, которых мы считаем не клиентами, а бенефициарами нашего видения».

2. Видение не терпит тупиков.

Видение всегда масштабируется и дает множество возможностей для развития. Чтобы получить возможность масштабирования своего видения, лидеру необходимо соблюдать своеобразную когнитивную дистанцию с ним. Это позволяет видеть более широкую картину, сохраняя в поле зрения все важные детали. Если фокусироваться в первую очередь на деталях, тогда целостная картина будет потеряна. Если отодвигаться от ежедневных забот и решения важных задач, тогда будут упущены важные детали, из которых состоит сильное видение.

Гарри Ридж, председатель и CEO компании — производителя универсальных средств WD-40

«Мое видение сформулировано без точки в конце».

3. Видение определяет путь к успеху, который не замечают другие.

Для того чтобы увидеть оптимальный путь к успеху, надо держать глаза и уши широко открытыми, внимательно читать сигналы, которые дает внешний мир. Чем сильнее становится видение, тем сильнее становятся сигналы. Такие сигналы всегда вокруг нас в той или иной форме. Это может быть выражение потребности в продукте, прозвучавшее от незнакомца, слова поддержки от экспертов или ответы на важные вопросы, полученные, откуда не ожидалось. Сильный визионер — как следопыт, который внимательно читает окружающий мир в поисках своего пути.

Алекс Горячев, управляющий директор Cisco

«Необходимо постоянно сканировать мир вокруг нас. Индустриальная революция показала, что большинство компаний погибли из-за того, что не обращали внимания на новые рыночные тренды. Они отказывались видеть то, что происходило вокруг. Они игнорировали сигналы и знаки вокруг себя. Эти сигналы необходимо постоянно проверять».

4. Видение подразумевает ответственность.

Если вы визионер, то принимаете на себя ответственность за влияние, которое оказываете на жизни людей. При этом чем шире и сильнее видение, тем больше ответственность. Но такая невероятная ответственность всегда приходит с невероятными возможностями, которые доступны только первопроходцам. Те, кого пугает ответственность, не получают главный приз — возможности.

Адам Витти, основатель и CEO одного из крупнейших издателей бизнес-книг в США Advantage Media Group/ForbesBooks

«Лидер-визионер принимает на себя всю социальную, этическую и моральную ответственность за то, что его видение позитивно и ведет к улучшению жизни людей».

5. Видение — это элегантно простое мышление о сложных вещах.

Сильное видение всегда отличается гениальной простотой, а не сложностью, которая ставит людей в тупик. Чем проще ключевая сущность видения, тем легче его разделять с сотрудниками, клиентами и партнерами.

Дэвид Кац, основатель и CEO The Plastic Bank

«Видение должно быть настолько простым и понятным, что в него должны поверить даже те, кто не хочет в него верить».

6. Видение порождает возбуждение.

В действительности видение — это очень сильная эмоция сама по себе. Лидера с сильным видением перестают заботить пустые хлопоты, мелкие задачи и дела, которые не относятся к достижению цели. Видение, как сильная страсть, написана на лице такого человека. Если кто-то со скучным выражением лица говорит вам о том, что у него есть видение — не верьте. Такой человек врет себе и другим. У него, может быть, есть какая-то идея, но нет видения.

Джон Спенс, один из лучших мировых экспертов по стратегии

«Даже если лидер-визионер не проявляет свои эмоции, все могут видеть страсть, которая пылает у него внутри».

Почему лидерам нужно видение? Видение определяет и объясняет, почему и на чем должны быть сфокусированы все усилия. Важно понимать, что видение, которое обычно создает один человек, очень скоро становится собственностью многих, и это обязательное условие.

Никто не может совершить что-то важное и масштабное в одиночку. Сильное видение — это то, что привлекает людей, помогающих свершить и претворить в жизнь задуманное. Проверьте свое видение, используя эти шесть критериев, и определите, насколько оно сильное и ведет ли вас к успеху.