РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Владимир Моженков

Страна недохваленных сотрудников: 10 методов нематериальной мотивации

HR Инструкции РБК
Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как доброе слово. Иначе говоря, гендиректор может повысить вовлеченность сотрудников в работу, используя методы нематериальной мотивации. Расскажу, какими пользовался я

Мы живем в стране недохваленных сотрудников. Когда сотрудник совершает «маленькую», а иногда и «большую» победу на работе, то непосредственный руководитель (а тем более генеральный директор) зачастую считает, что так оно и должно быть. В компаниях, где это происходит, у сотрудников потихоньку начинает пропадать интерес к работе.

Если разобраться, есть четыре вида внимания со стороны руководителя, четыре вида реакции на хорошую новость, маленькую «победу», достойный поступок или эффективно принятое решение:

  • конструктивно-положительная реакция;
  • негативная реакция;
  • пассивная реакция;
  • игнорирующая реакция.

Когда генеральный директор конструктивно-положительно оценивает результаты сотрудника, то его самоотдача повышается. Сотрудник понимает, что работает в достойной компании, что он уже мастер своего дела с большой буквы и растет как профессионал. Только в этом случае он старается сделать завтра чуть больше, чем сегодня. А это и есть «локомотив» так называемой нематериальной мотивации.

Однако, несмотря на сегодняшнюю актуальность темы нематериальной мотивации, сразу отмечу: ее необходимо рассматривать только наряду с материальной мотивацией, как часть общей системы стимулирования персонала. Если в компании есть эффективная система материального стимулирования, то повысить вовлеченность сотрудников поможет и «доброе слово». Однако если руководство компании только делает вид, что сотрудники получают достаточно, то попытки мотивировать их «добрым словом» воспринимаются как унижение и оскорбление.

Расскажу о десяти способах нематериальной мотивации, которые регулярно использовал в своей 38-летней управленческой практике.

Способ № 1. Приветствие нового сотрудника

С утра поприветствуйте нового сотрудника.

Я делал это десятки раз и каждый раз видел, как у сотрудника расширялись зрачки от удивления и радости, что с ним лично поздоровался генеральный директор. Приветствие может быть сильной мотивацией. Новый человек в компании сразу понимает, что его прихода ждали и что его уже ценят.

Способ № 2. Рукопожатие

Делайте утром обход фронт-офиса, старайтесь поздороваться со всеми сотрудниками и пожелать им результативного дня.

Я здоровался с каждым сотрудником, но уделял особое внимание лучшим. Старался немного поговорить с ними и зарядить энергией на целый день. Правильное крепкое рукопожатие — тоже мощнейшее орудие повышения вовлеченности сотрудников в дела компании.

Способ № 3. Обед с лучшим сотрудником

Зовите лучших сотрудников на обед.

Ежегодно я проводил 130–170 обедов с «достигаторами» и «подвигантами». Достигаторами я называл сотрудников, которые выполняют план на 100%, а подвигантами — звезд, которые работают на порядок лучше коллег и всегда перевыполняют план, потому что стремятся быть лучшими.

Практически каждый день в 14 часов я приглашал одного из сотрудников на обед, во время которого разговаривал с ним о жизни и о профессиональном развитии. Я видел, как во время такого обеда сотрудники раскрываются.

Способ № 4. Соревнования

В отделе или подразделении, где работают больше пяти человек, можно устроить соревнование за право первым выбирать даты отпуска.

Чаще всего сотрудники берут отпуск не на 28 дней сразу, а два раза в год по 14 дней. Многие стремятся отдохнуть летом или в сентябре. Поэтому в каждом цеху, отделе, подразделении я определял ключевой показатель. Сотрудникам, показавшим лучшие результаты за 11 месяцев, предоставлял право первыми выбрать даты отпуска.

Этот метод мотивации очень действенный. Особенно за право первыми выбрать даты отпуска бьются молодые отцы и мамы.