РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Хватит полумер: нужен ли России тотальный сухой закон. Часть 1

Пищевая промышленность Виноделие и пивоварение Право Статьи РБК
Независимый эксперт рынка алкоголя Иван Безденежных рассказал о том, поможет ли российскому алкогольному рынку введение сухого закона, и объяснил на примерах других стран эффективность этой меры
Фото:Анатолий Жданов / «‎Коммерсантъ»
Фото: Анатолий Жданов / «‎Коммерсантъ»

Запрет на века или временная мера

Политика регулирования алкогольного рынка в странах типа России — это не просто вопрос бизнеса и торговли, ее значение намного шире. Поиск оптимального решения сродни поиску философского камня: бесконечен, бесполезен, но порождает массу сторонних эффектов. Только за последний месяц прозвучало несколько инициатив. ФАС осторожно высказывается, что, мол, запрет на рекламу пива и вина нужно ослабить. Союз производителей алкогольной продукции направил в Минфин предложение повысить минимальную розничную цену на водку. То, что с нового года будут подняты акцизы, — вопрос уже решенный. А Минздрав в это самое время разработал и проводит через Думу закон о запрете продажи крепкого алкоголя лицам до 21 года. Министр здравоохранения Вероника Скворцова активно выступает против какой-либо возможности продажи алкоголя online и c доставкой. Иной раз смотришь на эту бурную деятельность и думаешь: а стоит ли ограничиваться полумерами, а не пора ли ввести в России раз и навсегда сухой закон? Может быть, это будет верным и радикальным решением проблем?

Сухие законы с начала ХХ века вводились в той или иной форме в разных странах Северной Европы и Америки (частично — Канада в 1907 году, Исландия — в 1908-м, Россия — в 1914-м, Норвегия — в 1916-м, США — в 1919-м, Финляндия — в 1919-м, Швеция — в 1922-м). С медийной точки зрения больше всего, конечно, повезло американскому сухому закону, который был прославлен Голливудом и воспринимается как время девушек и джаза, speak easy баров и организованной преступности. А еще характеризуется своим лицемерием и бесполезностью. Сколько ни запрещай, все равно выпивка никуда не денется. Пили, пьют и будут пить.

Плюсы сухого закона

Но сухие законы никогда и нигде не принимались с целью полного и бесповоротного искоренения алкоголя. Их не рассматривали как запрет на вечные времена. Просто к началу XX века пришло осознание, что сложившаяся модель потребления алкоголя в северных странах несовместима с современным образом жизни и пора что-то менять.

Сухие законы боролись с «нормой» — со сложившейся моделью потребления алкоголя. Чаще всего эта норма заключалась в ежедневном обильном распитии крепкого алкоголя вне дома и исключительно в мужской компании. Что важно, речь тут не о каком-то маргинальном поведении, ведь опустившиеся пьяницы и больные алкоголизмом были, есть и будут везде и всегда, а о культурной норме для большинства мужского населения. Пропить весь заработок в первый же день, драки и нелепые и трагические смерти в состоянии опьянения — все это реалии городов и рабочих поселков того времени.

Постепенно стало понятно, что с подобной массовой алкоголизацией надо бороться, но никто конкретно не знал, как именно. Например, когда конгресс голосовал за 18-ю поправку к Конституции, которая и вводила в США сухой закон, никто совершенно не представлял, что она на самом деле значит. В ней не было сказано, что конкретно она запрещает. Она объявляла вне закона «опьяняющие» напитки без указания, какие именно и как именно. Но всем было понятно, что сухой закон должен бороться не со спиртным как таковым, а с пьянством, салунами и насилием.

Во всех странах, где принимались сухие законы, со своей задачей они справились за 20–30 лет. Когда сухой закон через какое-то время «откатывали» назад или же полностью отменяли, мужчины уже не бежали сломя голову в кабак, а предпочитали более умеренную выпивку, часто дома, в кругу семьи. Дешевый крепкий алкоголь постепенно замещался легким пивом, а по мере роста благосостояния (это уже совсем недавняя история) и вином. Сейчас страны Скандинавии вполне себе умеренно пьющие, и пьющие культурно (в Швеции и Дании на вино приходится около 45% от всего потребляемого алкоголя, для сравнения, во Франции — 55%).