РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Кейс: как RFID-система контролирует производство кухонь на заказ

Производство IT Кейсы РБК
Владимир Алмазов, руководитель направления RFID компании «Первый Бит», объясняет, как «домофонная» технология наводит порядок на производстве — на примере фабрики кухонной мебели
Фото:Brady Dillsworth / Bloomberg
Фото: Brady Dillsworth / Bloomberg

RFID и производство

Радиочастотная идентификация, или RFID, позволяет на расстоянии распознавать любые объекты для самых разных целей. RFID помогает бороться с кражами полотенец в фитнес-центре и быстро находить одежду клиента в химчистке. Она в десятки раз сокращает время на инвентаризацию мебели и компьютеров.

Технология используется в домофонах, бесконтактных платежах, на пунктах пропуска в бизнес-центрах. Однако самая заметная польза от RFID, по моему мнению, на производстве. Здесь сразу видна экономическая выгода. И чем больше производство, тем выгоднее.

Вот кейс: российский производитель детских площадок решил маркировать на заводе все детали RFID-метками, чтобы покончить с некомплектной отгрузкой. Представьте, что основной заказчик — администрации городов. Допустим, одна администрация на Дальнем Востоке заказала 100 площадок, чтобы открыть их на День города. Готовый заказ с завода идет по железной дороге десять дней. Детские площадки начинают монтировать и обнаруживают, что не хватает специального крепежа. Мэрия бьет тревогу, у них праздник срывается. Завод платит штраф и за свой счет отправляет крепеж самолетом. Чтобы быстрее. Убытков от некомплектности больше 100 млн руб. в год, с RFID-системой — ноль руб. Почему? Потому что комплектность проверяется автоматически: система считывает коды на деталях и сравнивает с тем, что должно быть в заказе. Если в заказе 312 деталей, а система распознала только 311, она дает знать, что заказ отправлять нельзя.

Интересно? Тогда у меня есть более подробный кейс, про производство кухонь.

Ситуация

Компания-производитель мебели c 1990-х делает кухни на заказ. Около пяти лет назад она расширила производство, построив новую фабрику площадью более 10 тыс. кв. м. Здесь установили современные станки и по максимуму автоматизировали производство: раскрой, фрезеровку, покраску, сборку, упаковку. Но контролировать исполнение заказов приходилось вручную. Люди должны ходить по фабрике и собирать информацию — где находится каждый заказ и успеют ли клиенту вовремя сделать кухню. Это затратно, нервно и не гарантирует отгрузку вовремя.

Проблема

Главная проблема — возможная задержка заказов. Одну кухню по нормам фабрики делают до 40 дней, но менеджеры (в том числе франчайзи) точно не знают, сколько времени нужно производству. Чтобы перестраховаться, срок изготовления в договоре иногда писали с запасом: «Так, сейчас сезон, спрос высокий, напишем на всякий случай 40 дней».

На производстве пять зон, между которыми перемещаются телеги с деталями кухонь. Формально для каждой зоны определен максимальный срок нахождения телеги. Например, в покрасочной камере телега с фасадами может задержаться на три дня, а на упаковке — один день. Выполнение регламента проконтролировать почти нереально. Какая-нибудь телега легко может затеряться: полки, фасады, столешницы давно упакованы, а фурнитуру бросились искать на 40-й день. С таким процессом легко затянуть сроки и подвести клиентов.

Итого: сотни заказов в работе, в каждом заказе несколько телег. Телеги неравномерно перемещаются между пятью огромными помещениями. Чтобы кухню гарантированно сделать в срок, к каждой телеге надо приставить учетчика. Другой вариант — автоматизировать контроль за телегами с помощью RFID.

Решение

Мы предложили развернуть RFID-систему, которая позволяет получать информацию о перемещениях телег по разным производственным зонам. С ней можно узнать текущий статус заказа и быстро найти нужную телегу.