РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Ради денег или по любви: как создать эффективную онлайн-школу

Образование Продажи Интернет-торговля Инструкции РБК
В АСТ вышла книга Дмитрия Юрченко и Сергея Капустина «Как создать онлайн-школу». Это довольно подробная пошаговая инструкция для предпринимателей, которые хотят развиваться в этой нише. «РБК Pro» выбрал самое полезное из нее

«Онлайн-школа — бизнес, который может быстро стартовать с нуля, без огромных денег, помещения, оборудования и большой команды», — говорится в предисловии. Авторы книги — создатели акселератора онлайн-школ ACCEL, рассказывают о подводных камнях бизнеса, помогают определиться с нишей, создать план действий — и все это, не выходя из дома.

С разрешения издательства «РБК Pro» публикует фрагменты из книги с сохранением авторского стиля и пунктуации.

О зарубежных рынках

«Сегодня самый зрелый и крупный рынок онлайн-образования — в США. Но он растет всего на 4% в год, при том, что лидеры списка Forbes активно инвестируют в образовательные стартапы.

Билл Гейтс инвестировал в BloomBoard и BetterLesson, а Марк Цукерберг — в Newsela. Второй по величине — рынок Юго-Восточной Азии, который, напротив, стремительно развивается, увеличиваясь на 17% в год. Его крупнейшие игроки — Китай и Индия. Восточноевропейский рынок образования невелик, но также растет быстрыми темпами — на 17% в год».

О перспективах рынка в России

«Нашу страну любят сравнивать с Западом, и обычно сравнение не в нашу пользу — мы отстаем, недостаточно хорошо работаем, живем хуже… Но в онлайн-образовании все иначе. В США за пару тысяч долларов вам предложат автокурс — просто серию видеоуроков, а в России за меньшую сумму вы получите поддержку кураторов, с консультациями эксперта и четко организованный образовательный процесс, ведущий к результату.

...Российский рынок в последние годы стал более зрелым, но на нем еще достаточно много свободных ниш. В ближайшие два-три года можно открыть онлайн-школу и успеть стать крупным игроком до того, как начнется консолидация. Даже в таких жестких конкурентных нишах, как преподавание иностранных языков или фитнес, все еще можно преуспеть.

...Открыв онлайн-школу в ближайшее время, вы не только сможете «завоевать место под солнцем» на российском рынке, но и выйти на зрелый, но не слишком развитый американский рынок, на европейский рынок, который только зарождается и на азиатский рынок, который растет быстрыми темпами.

...Российский рынок в последние годы показывает рост в 20—25%, и эта тенденция сохранится в ближайшие два-три года. Именно поэтому российские инвесторы так оживились. Вот лишь несколько инвестиций последних лет:

• Mail.Ru Group приобрела долю в онлайн-школе Geek Brains в 2016 году.

• Севергрупп инвестировала в Нетологию $60 млн в 2017 году.

• Фонды Baring Vostok купили миноритарную долю в EdTech-компании SkyEng.

Skyeng и Нетология вошли в топ-20 самых дорогих компаний рунета по итогам 2017 года, наряду с Яндекс и Авито».

Об аудитории

«Онлайн-школы стали трендом последних лет из-за стремительного распространения интернета. Сегодня около 70% населения используют мобильный интернет. Даже представители категорий 60+ и 70+ активно ищут информацию в сети и смотрят вебинары, а те, кому за 80, общаются с близкими посредством мессенджеров.

… Есть три типа аудитории:

• реальные клиенты — те люди, которые уже что-то покупали у эксперта или продюсера, и с которыми они поддерживают связь; это самые ценные клиенты, потому что на их привлечение не нужно тратить деньги;

• потенциальные клиенты, в привлечении которых эксперт и продюсер уверены; эти клиенты тоже уже ваши — читают блог эксперта, посещают его лекции и готовы платить за его знания;

• идеальные клиенты — те, кого эксперт и продюсер хотели бы видеть в качестве клиентов; чтобы их привлечь нужно изучить характеристики реальных и потенциальных клиентов.

Чтобы привлечь своих идеальных клиентов, нужно понять, каковы ваши реальные и потенциальные клиенты, чем они дышат и где обитают. Изучать целевую аудиторию можно через личную беседу и посредством анкетирования».

О том, как выбрать нишу

«Выбор ниши зависит от отношения предпринимателя к бизнесу и от его опыта. Начинающие предприниматели часто находятся в плену стереотипов. Они либо склоняются к тому, что бизнес должен вдохновлять и радовать своего создателя, забывая о пользе для клиента и прибыльности, либо уверены, что бизнес — это только заработок, а радоваться нужно в свободное от дел время. Но реальность намного многограннее. Следующие три способа выбора ниши предприниматели используют чаще всего.