РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Три формата кофеен на российском рынке и их будущее

HoReCa Рестораны Статьи РБК
Lounge, base и point — три формата кофеен, которые существуют сегодня на российском рынке. В Instagram-блоге системы автоматизации кафе и ресторанов Restik рассказывают об особенностях и перспективах каждого из них

Lounge

Кофейни формата lounge ориентированы на наиболее широкую целевую аудиторию. Они близки к традиционным кафе и чаще всего находятся на первых этажах зданий (торговых и бизнес-центров или жилых домов). Как правило, они располагаются в центре города или на улицах с активным пешеходным трафиком.

Важное конкурентное преимущество таких кофеен — наличие парковки. Найти подходящие помещения для такого формата сложнее всего. Обслуживание в большинстве случаев осуществляется по меню (есть официанты). Позиционирование обычно более эмоциональное, чем у других форматов: акцент на вкусе, уюте, комфорте, возможности сделать паузу и отдохнуть от городского шума, получить удовольствие, радость от встречи с друзьями. Дисконт для посетителей, взявших кофе навынос, варьируется от 15 до 25% в зависимости от места расположения кофейни.

Аудитория у таких кофеен более взрослая, в том числе социально активные потребители возраста 55+. Примеры — «Шоколадница», CoffeeShop и т.п.

Base

У кофеен формата base (иногда используют еще термин «монокофейни») площади меньше, чем у lounge. В них тоже встречается обслуживание по меню, но чаще все-таки у барной стойки. Ассортимент в таких кофейнях «базовый» и существенно уже, чем в предыдущем формате, поэтому для хранения полуфабрикатов и работы с ними кухня требуется небольшая.

Заведения формата base ориентированы одновременно и на обслуживание гостей в зале, и на «кофе с собой». Благодаря скорости обслуживания и меньшим требованиям к площадям они удачно размещаются в бизнес-центрах, ТЦ и ТРЦ (в том числе в составе фудкортов), отелях и на других площадках, расположенных в местах интенсивного пешеходного трафика.

Эти кофейни в большей мере из всех трех форматов соответствуют быстрому темпу жизни современного жителя большого города.

Возможен промежуточный формат между lounge и point, который совмещает в себе рациональные (скорость и удобство) и эмоциональные (возможность сделать паузу, получить удовольствие и др.) критерии.