Материал раздела Основной

Ген обмана: как стартап дошел до подделки ДНК-тестов

Компания из США, специализирующая на генетических исследованиях, сделала ставку не на ученых, а на маркетологов. В итоге клиенты получали поддельные результаты анализов и советы из Google, а сотрудники лаборатории путали ДНК человека с ДНК собаки
Фото: Wenkai Mao / Bloomberg Businessweek
Фото: Wenkai Mao / Bloomberg Businessweek

Около трех лет назад небольшая бостонская компания Orig3n Inc., специализирующаяся на генетических анализах, обнаружила серьезную проблему в своих ДНК-тестах. Предполагалось, что тесты стоимостью от $29 до $298 подскажут людям, как им питаться, какие делать упражнения и какую косметику выбирать, исходя из индивидуального генетического профиля. Также такие тесты должны были выявлять «суперспособности» того или иного человека — иначе говоря, определять его природные особенности, например склонность к интеллектуальной или физической деятельности. Но проблема была в том, что в тестах встречались ошибки. Человек, который делал один и тот же анализ, дважды мог получить совершенно разные результаты.

Вместо того чтобы разрешить эту проблему, в компании придумали, как быстро устранить ее последствия, — это можно было сделать с помощью специальной компьютерной программы. К примеру, разные фитнес-тесты и тесты для составления программ питания часто анализировали одни и те же гены, и в случае, когда какой-то из выявленных генов в итоге не совпадал, программа подменяла результат на тот, который был показан в предыдущем тесте. В документе, который есть у Bloomberg Businessweek, отмечены 407 ошибок, выявленных всего за три месяца.