РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дмитрий Волков

Путевые заметки девелопера: 12 лучших практик от Китая до Швеции

Строительство Недвижимость Жилая недвижимость Торговая недвижимость Кейсы РБК
В поиске долгосрочной стратегии развития топ-менеджмент ГК «Самолет Девелопмент» изучил опыт десятков компаний — от Канады до Австралии. Дмитрий Волков, коммерческий директор группы, съездил в Китай, Казахстан и Швецию и рассказал о лучших практиках

Китай. Vanke

В апреле ключевые сотрудники, топ-менеджеры и акционеры «Самолета» поехали в Китай, в компанию Vanke.

China Vanke — публичная компания, один из крупнейших девелоперов в Китае. В 2018 году выручка составила 297 млрд юаней, или 2,7 трлн руб. Это больше годового бюджета Москвы. Для сравнения, во всей России в 2018 году в строительство жилья вложили 4,7 трлн руб.

Почему в Китай? Мы понимали, что рынок Китая сильно отличается от нашего. Роль государства там гораздо сильнее. К тому же рынок находится на другой стадии развития: в крупнейших городах жилье в дефиците, цены растут до 50% в год. Что-то подобное у нас было в 2008-м. Однако нам казалось, что такой денежный поток должен позволить девелоперам заниматься деталями, развитием, поиском нестандартных решений.

Сразу скажу, мы были не совсем правы. Пекинский рынок произвел на нас впечатление несоответствием продукта и цен: $5–6 тыс. за 1 кв. м — стоимость обычного жилья на удалении от центра. Когда рынок так быстро развивается, девелоперы расслабляются.

Тем не менее некоторые практики нам показались интересными.

Проектная работа и кросс-функциональное взаимодействие. Несмотря на сложную иерархию и восточный колорит, в Vanke развиваются кросс-функциональное взаимодействие и матричная структура управления. Каждый год они формируют список стратегических «битв», то есть задач, ключевых инициатив. (В Китае очень любят ассоциации с военным делом.)

Например, одна из «битв» на этот год — избавиться от неликвидных активов, то есть товарных запасов, торговых центров, бизнесов, которые возникают при комплексном освоении территорий. К проекту подключаются сотрудники нескольких подразделений, а руководит этой «битвой» не президент компании и не глава совета директоров, а финансовый директор, то есть возникает матричное управление, когда один и тот же сотрудник может иметь «второго» руководителя из другого подразделения.

Дифференциация продукта по классам. В Vanke создают разные подклассы жилья в рамках одного проекта, например с разной высотой потолков, с разным уровнем качества входных зон. Это необходимо, чтобы расширить воронку продаж, создавая разные продукты в рамках комплексного освоения территорий.

Офис продаж как центр притяжения. Офис продаж Vanke — это место, куда покупатели продолжают приходить даже после того, как их очереди построили. По сути, он постепенно превращается в общественный центр. Например, в офисе обустроена большая полка буккроссинга, фактически библиотека. Такой подход к созданию офиса, безусловно, обойдется дороже.