РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Нюансы постановки KPI: почему система не работает на предприятиях России

Производство Менеджмент Статьи РБК
Эксперты утверждают, что инструмент KPI жизненно необходим для любого предприятия, но подавляющее большинство российских промышленных предприятий существует без него. Что мешает отечественным компаниям внедрять передовые управленческие практики?
Key Performance Indicator (KPI) в России обычно переводят как «ключевые показатели эффективности», понимая при этом «эффективность» как результативность и оценивая ее по степени соответствия неким условным показателям. Например, берется план выпуска продукции: за месяц должно быть произведено столько-то тонн или километров каких-нибудь изделий. Или количество выставок, в которых завод принял участие за год: столько-то зарубежных, столько-то российских. Но если внимательно ознакомиться со словарными статьями в англо-русских словарях, то оказывается, что английское performance с русской эффективностью не имеет ничего общего. Performance — это действие, исполнение, деятельность, выработка, достижение, подвиг, то есть это качество и количество работы, которое должно быть сделано для достижения неких целей. Таким образом, уже общепринятый перевод на русский язык слова performance уничтожает смысл этой методики: от достижения глобальных целей отечественные менеджеры «спускаются» до несвязанных между собой систем формальных операционных показателей.

Сергей Кручинецкий, руководитель компании «Питер-Консалт»

«Честно говоря, не люблю эту аббревиатуру — KPI. Она ничего не добавляет к термину «система показателей», но очень популярна у аудитории. Перевод «эффективность» точно не годится, так как необоснованно сокращает область применения системы показателей KPI. Разве при управлении предприятием в целом, отдельным подразделением, бизнес-процессом или сотрудником нас интересуют только показатели эффективности? Нет, конечно. Управлять также нужно показателями результативности, качества, активности, производительности и другими».

В современном менеджменте KPI стали обязательными для любой компании: все понимают их необходимость, полезность, но не все умеют их грамотно внедрять, говорит старший эксперт HighAdvance Consulting Group Максим Логинов. «Многие менеджеры всерьез полагают, что разработка таблички с целевыми показателями и системы поощрений и наказаний за их выполнение или невыполнение это и есть разработка системы KPI», — категорична учредитель консалтинговой компании «МакФин Бизнес-аналитика» Анастасия Москалева.

Вижу цель

«Показатели KPI — это навигатор для бизнеса, маркер направления, в котором движется вся компания, это некий единый язык, на котором говорит вся организация. Если где-то есть разрыв в логике управления предприятием как производственным организмом и управлением людьми, то KPI работать не будут», — говорит старший HR-директор PepsiCo в России Антон Титков.

Многие компании используют KPI в первую очередь для формирования системы мотивации персонала. Это допустимое применение метода, однако не первоочередное. На самом деле KPI нужны для балансировки бизнес-процессов организации и понимания пути достижения ее глобальных целей, согласна Анастасия Москалева. Если цель разбить на формирующие ее ключевые показатели, а затем наблюдать реализацию каждого из них в отдельности, можно легко найти болевые точки предприятия, выявить причины неудач, вовремя принять меры. Таким образом, через контроль каждого отдельного процесса компания в целом осуществляет мониторинг реализации своих ключевых показателей успеха.

Надежда Кокорина, директор по организации труда и мотивации персонала золотодобывающей компании Polymetal

«Чтобы система KPI работала, сотрудники, которые в ней участвуют, должны понимать, как именно они могут влиять на результат, из каких источников учета и планирования берут данные при оценке их KPI, как рассчитывается размер бонуса. Иными словами, система KPI должна быть понятной, прозрачной, гибкой и сбалансированной по показателям, которые должны обеспечить трансляцию KPI от первого лица компании до рядового сотрудника».

Галина Ревеко, операционный директор компании Concol

«Некорректно выстроенная система KPI будет только мешать предприятию. В этом основная опасность — уж лучше не внедрять KPI вовсе, чем внедрять неправильно».

От общего к частному